Насколько вырастут зарплаты и цены в магазинах, каким будет курс доллара и евро, подорожает ли жильё и как изменится ситуация на автомобильном рынке — эксперты «Вечёрки» сделали прогноз на предстоящий год.
Вадим ИОСУБ, старший финансовый аналитик «Альпари», экономист:
Цены вырастут, но не сильно — подорожание за год будет колебаться в пределах 5 %. Ровно столько спрогнозировали в правительстве. В целом инфляция в 2020 году будет умеренной, а кошельки белорусов не почувствуют скачков цен в магазинах. Что касается цены на бензин, то её рост опережает инфляцию на товары для населения. Спрогнозировать подорожание бензина затруднительно, ведь это зависит от колебаний стоимости нефти на мировых рынках, а там может произойти что угодно.
По поводу зарплат. Прибавки стоит ждать бюджетникам и, в первую очередь, самым малообеспеченным работникам. Остальные могут рассчитывать на прибавление, однако оно не будет таким заметным, как, например, в уходящем году. На такие осторожные прогнозы вынуждают негативные факторы: это и стагнация в экономике, и бюджет на 2020 год с недостачей, и возможность повышения зарплат с опережением роста производительности труда.
К концу следующего года официальный курс доллара, возможно, составит 2 рубля 20 копеек, евро подорожает до 2 рублей 44 копеек.
Вадим КАРПИНСКИЙ, директор ООО «Центр квартир»:
В 2020 году средняя цена квадратного метра подрастёт примерно на 7–8 % за год. Это возможно при отсутствии потрясений в экономике страны и сохранении прежней кредитной политики банков.
Баланс спроса и предложения на жилую недвижимость сохранится. С одной стороны, увеличивается количество продаваемых квартир в связи с переездом граждан на постоянное место жительства за рубеж, с другой — увеличивается число покупателей, приезжающих из районов.
Сохранится спрос на квартиры в новостройках, несмотря на то что стоимость их постепенно повышается. Структура продаж на рынке недвижимости останется прежней: 20 % — новостройки, 80 % — вторичное жильё. Увеличится спрос на квартиры современных планировок с готовым жилым ремонтом и на квартиры повышенной комфортности.
Этот год — хорошее время для улучшения жилищных условий: с небольшой доплатой в несколько тысяч долларов можно увеличить количество комнат. Тем, у кого есть свободная жилплощадь, рекомендуем не торопиться с её продажей. Сейчас на рынке дефицит арендных квартир и высокие арендные ставки. Целесообразнее сдать её в аренду и получать стабильный ежемесячный доход, а за счёт роста цен на жилую недвижимость в перспективе квартира может подрасти в цене.
Что касается загородной недвижимости, то спрос на неё не восстановился после кризиса 2014 года. По-прежнему актуальными будут дома до 120 квадратных метров современных планировок с ценой до 100–120 тысяч долларов. Большие дома 90-х и 2000-х годов постройки будут продаваться всё так же тяжело.
Александр ТРУСЬ, владелец автосалонов Parkhaus в Гродно и Бресте:
— Ситуация на автомобильном рынке не изменится по сравнению с прошлым годом. Разве что Указ № 140 о льготной растаможке для многодетных семей и инвалидов, который вступил в силу весной этого года, сместил вектор с новых автомобилей на свежие из Европы. Спрос на них сейчас есть, предложений по приемлемым ценам на рынке стало намного больше. Эта тенденция сохранится.
Как и в прошлом году, покупатели будут отдавать предпочтение кроссоверам, универсалам, минивэнам. На цены на подержанные автомобили сможет повлиять только спрос и предложение. Рынок б/у машин будет развиваться в сторону качественного сервиса и безопасной сделки. Сложнее станет продать автомобиль в плохом состоянии и с завышенной ценой. Что касается новых, если ничего не поменяется на государственном уровне, их стоимость останется прежней.
Будет ли расти спрос на машины, зависит двух факторов: если старый автомобиль совсем непригоден к эксплуатации, часто ломается или если есть необходимость в другом авто, другого размера или класса.
За последние несколько лет в Минске появилось сразу несколько сервисов каршеринга. Теперь можно арендовать машину, а не покупать её. Но каршеринг — это не замена личного автомобиля, а, как правило, вынужденная мера, когда надо быстро решить вопрос с транспортом на короткое время.
Насколько стабильным останется авторынок, будет зависеть от экономики. Чем она стабильнее, тем стабильнее автомобильный рынок.