Пока все внимание гродненцев приковано к строительству нового микрорайона в Грандичах, всего в полукилометре от грандиозной стройки идет диаметрально противоположный процесс. В последнее время там сносят бывшую базу одного из подразделений 1-го зенитного ракетного полка, которое находилось тут до декабря 2018 года. И пусть недвижимость военных была и без того разрушена временем и мародерами, однако факт остается фактом — в Гродно стало на одну воинскую часть меньше. «Вечерний Гродно» побывал в Лапенках в начале нового года и запечатлел последние дни некогда грозного форпоста зенитчиков.
До конца 2018 года в этом лесу в километре от деревни Лапенки, посреди поля с кукурузой, хозяйничали военные. Тут дислоцировался 3-й дивизион 1-го зенитного ракетного полка. Часть была небольшая, но хорошо подготовленная: примерно 40 солдат и офицеров обслуживали те самые знаменитые ракетные комплексы С-300. К слову, дивизион регулярно попадал в поле зрение «Вечернего Гродно»: тут не раз проходила (а мы ее освещали) торжественная церемония проводов сборной команды полка на полигон в Россию, где им предстояло вести реальную стрельбу.
В последний раз мы вспоминали про военных в Лапенках в марте прошлого года. Повод, скажем, был не самый торжественный. Дивизион переехал в деревню Лабно-Огородники, где для всего полка построили одну большую казарму (до этого подразделения полка были разбросаны по всему городу). Военные и все их имущество с вооружением передислоцировались в сторону польской границы, а вот казармы, боксы, укрытия и другие постройки остались стоять. При этом доступ на некогда запретную территорию стал свободным. Все ценное армейцы увезли с собой, но мародерам и «охотникам за металлами» все равно было чем тут поживиться. Хватило трех месяцев с момента, как последний военный оставил Лапенки, чтобы воинская часть оказалась разграбленной и разрушенной, словно после бомбежки. Ладно, сняли чугунные батареи и прочие трубы, но украли даже крышки канализационных люков.
Как после войны: смотрите, во что превратилась воинская часть в Лапенках
После военных «балансодержателем» оставленных построек в Лапенках стал КУП «Гродненский центр недвижимости». Это подчиняющаяся Гродненскому горисполкому организация, которая ведает всеми вопросами недвижимости в городе. Центр боролся с «расхитителями» и даже при содействии милиции задерживал мародеров. Но запущенный процесс разграбления это остановить никак не могло.
Многочисленные здания и постройки военной части подлежали сносу, однако одномоментно снести все помещения не представлялось возможным. Поэтому городские службы уничтожали здания по одному. И первым, кто был «приговорен» к сносу, оказался двухэтажный кирпичный дом, который находился за пределами дивизиона, но всего в 10 метрах от забора части. До вывода войск тут жили семьи офицеров и прапорщиков. Ориентировочно, его снесли в апреле-мае прошлого года. Сейчас на его месте виднеются лишь старые железобетонные перекрытия и разломанные куски асфальта.
Остальные здания продолжали стоять, чем не могли не воспользоваться ценители того, что плохо лежит. К лету 2019 года «металлисты» выкопали из земли старые кабеля, а также вырвали вмурованные в бетон корпуса канализационных люков. В казарме, где жили солдаты, был вскрыт деревянный пол. На тот момент не уцелело ни одного окна — все они были разбиты. Единственное, что осталось стоять на своем месте, но наверняка так притягивало внимание мародеров, — это массивные железные двери в гаражах и боксах. Чтобы снять эти многотонные конструкции, требовался кран.
И кран все-таки пригнали, но уже коммунальщики. Как нам рассказали местные жители, службы ЖКХ приехали сюда незадолго до новогодних праздников. Они успели снести основные постройки на территории воинской части — казарму, котельную с баней, а также ряд вспомогательных и технических помещений. Мы запечатлели каждое из них в марте 2019 года, поэтому можно сравнить, во что сейчас превратилась гордость войск ПВО сейчас.
Раньше первое, что встречал на своем пути гость дивизиона, было здание КПП. В этом небольшом домике сидел дежурный и следил за пропуском на территорию. Теперь о контрольно-пропускном пункте напоминает лишь маленькая горка из обломков и земли. Останки этого здания можно найти в паре десятков метров, в техническом пруду, но об этом расскажем ниже.
Поблизости с КПП виднеются руины бывшей котельной. Впрочем, называть это здание с высокой трубой одной лишь котельной неверно — помимо самой котельной, которая работала на дровах, тут находилась и солдатская баня, и медпункт, а также ряд административных, хозяйственных и технических помещений.
Не стало и казармы, в которой жили солдаты срочной службы. Одноэтажное кирпичное здание также превратилось в одну большую груду из битого кирпича, бетонных плит, перекрытий и деревянных конструкций. Это в нем повыбивали все окна на стеклопакетах и подняли деревянный пол в поисках ценного вторчермета.
За казармой находился небольшой плац. Тут происходили построения, смотры и различные торжественные церемонии (именно здесь провожали группу офицеров и солдат, которым предстояло лететь на учения). На асфальте до сих пор хорошо видны ровные полосы из белой краски. На плацу было несколько канализационных люков, но весь металл приказал долго жить.
Еще одна постройка, о которой напоминает лишь разбросанный поблизости мусор, — это будка караульного. Раньше она стояла на высоком бруствере возле постоянной стоянки зенитных ракетных комплексов. Сейчас на этом месте валяются куски шифера и досок.
Кроме того, разрушены и технические помещения, находившиеся возле площадки для автотехники под открытым небом. Это были склады ГСМ и прочих материалов для военной техники.
На территории части еще остались постройки. В основном это гаражи и боксы для военной техники. Как мы уже говорили, в некоторых помещениях уже сняли огромные железные двери. В одном боксе они еще на своем месте — чтобы их снять, нужно краном убрать бетонные плиты. Снос этих гаражей и боксов затрудняется тем, что они построены из железобетонных блоков, которые нужно снимать один за одним.
Кроме того, остался стоять кирпичный замаскированный командный пункт дивизиона. Из него вырвали окна и двери, а также разобрали шиферную крышу. Эти здания также ждет снос, вопросы вызывают лишь точные сроки.
К слову, даже руины разрушенных зданий продолжают привлекать внимание различных охотников за черметом. Повышает этот интерес и то, что на территорию дивизиона можно запросто заехать на легковой машине. Нам на глаза попались двое мужчин, которые смогли подъехать на легковушке прямо к бывшей казарме. Они что-то искали в горе строительного мусора, а также активно высматривали то, что можно увезти, и в других объектах. Но, кажется, что эти мужчины с поиском чего-то ценного опоздали месяцев на 11-12 — ибо все, за что можно выручить деньги, было вывезено еще в конце 2018 года.
Ответ на вопрос: «А куда теперь все эти обломки и руины будут вывозить?» можно найти прямо на территории дивизиона. «Могильником» для тонн строительного мусора станет небольшой технический пруд. Он использовался как источник воды на случай пожара в части, а после того, как отсюда ушли военные, в нем рыбачили. Теперь его засыпают — в яме уже видны останки здания КПП.