В продолжение ранее начатой темы психологических типов заглянем во внутренний мир характеров, выясним, какие эмоции движут ими.
(Ин. 16:32)
Не принято у нас говорить о душевных страданиях и переживаниях. Всё больше о «громких» событиях: у известной телеведущей силиконовая грудь «отклеилась», спецназовец признался в преступлениях 20-летней давности, импичмент в США: то ли есть, то ли его нет, на БЛК новый магазин открылся, граждане икрой отравились, и так далее и тому подобное.
Вся эта информация хороша для людей с экстравертно ориентированными типами характеров. Они ее смакуют, обсуждают, они в ней купаются, без нее жить не могут. Как мы помним, таких людей подавляющее большинство — до 70 %.
А что делать интровертному меньшинству? Почему средства массовой информации их игнорируют? Крайне редко на интернет-просторах промелькнет что-нибудь в лучшем случае о воспитании детей или на ком нельзя жениться (за кого выходить замуж), как выстроить отношения с пожилыми родителями или как реагировать на измену, как пережить потерю близкого человека.
Можно, конечно, возразить: очень много религиозной литературы о душевных (духовных) исканиях, да и классики литературы эту тему не обходили стороной: один Достоевский чего стоит! Всё это правда. И то, что открыты и свободно действуют библиотеки и лавки с религиозной литературой, — это, по мнению автора, есть большое завоевание в новейшей истории.
Правда, есть сомнения насчет массовости читателей подобной литературы. Невооруженным взглядом видно, что интернет, телевидение, популярные печатные издания выигрывают с большим отрывом и у классиков, и у религиозных проповедников.
Поговорить же есть о чем. Особенно теперь, когда мы с вами, уважаемые читатели, рассмотрели в предыдущих статьях психологические типы, описанные гениальным ученым Карлом Густавом Юнгом.
Стоит отметить, что профессор Юнг в рамках созданной им аналитической психологии дал краткое описание психологическим типам, уделив большее вниманию психологическим установкам — экстраверсии и интроверсии.
Типология, как наука сформировалась в значительной степени благодаря ученикам и последователям великого швейцарского психолога. Начнем с экстравертного мыслительного психологического типа.
Планирование — стратегическая основа его функционирования. Но при возникновении возбуждения (из-за большого потока информации) в соответствующих участках коры головного мозга и отсутствии разрядки в виде мозгового штурма или иной деятельности (интеллектуальной, физической и т. п.) у данного типа возникает раздражение, переходящее в гнев, ярость или агрессию.
Нападение становится его базовым поведением, он не может избавиться от тревоги, постоянно готов к борьбе, недоверчив к окружающим, видит в них врагов и посягателей на его права и свободу. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот его жизненное кредо.
Знакомый тип, не правда ли? Можно добавить, что не у всех мыслительных экстравертов такие акцентуированные характеры, но тенденция, безусловно, будет выдержана. Посмотрите на некоторых участников телевизионных политических ток-шоу. Как говорится, без комментариев…
Кстати, исследователи утверждают, что около 20 % населения имеет в основе характера экстравертный мыслительный психологический тип и что у двух третей руководителей он в той или иной степени преобладает.
Следующий тип — интровертный мыслительный (8 % человеческой популяции).
Главная его потребность — в безопасности. Зиждется она на страхе. Страх, тревога провоцируют выброс адреналина. Повышается давление, начинает болеть голова. Резко меняется настроение. Падает работоспособность, что вызывает раздражение и способствует развитию комплекса неполноценности.
Страх, тревогу, мнительность вызывает всё новое, непонятное, неизведанное. Это как с домашним котом: каким бы он ни был «героем» дома, на новом месте он забьется в угол или под кровать и, пока не освоится, не выйдет. В поведении исследуемого типа преобладает желание дистанцироваться от всего нового или опасного (с его точки зрения).
Если есть малейшая возможность, носитель данного типа будет стремиться избегать новых знакомств и начинаний (кто знает, что они принесут?).
Ученые отмечают такую черту его характера: так как всё вокруг опасно, у него выработалась способность исключать из памяти прошедшие стрессогенные события, иначе слабая, неуравновешенная нервная система не выдержит эмоциональных перегрузок. Его жизненное кредо — «Как бы чего не вышло».
Вместе с этим можно предположить, что интроверты, пресытившиеся однообразной размеренной городской жизнью, интуитивно ощущают потребность испытать страх, так свойственный их натуре. Вернуться к корням, так сказать. Отсюда и безумные, на первый взгляд, увлечения: прыжки в пропасть на тарзанке или в пропасть с парашютом и тому подобное.
Теперь, надеюсь, будем на любителей экстрима смотреть по-другому (без вращающегося пальца у виска): зов крови, что тут скажешь…
Продолжение следует.