С таких звонков от зазывал на презентации, как правило, начинаются неприятные истории, очень похожие на мошенничество. Причём часто люди не дают свои номера телефонов и согласие на звонки, но рекламных агентов это не беспокоит. Если СМС-сообщения с предложениями товаров и услуг можно удалить, то избавиться от навязчивого консультанта непросто.
Слышат про жалобу — бросают трубку
В редакции «Вечёрки» женщина рассказала, что у неё два мобильных телефона, на каждый из них минимум раз в две-три недели звонят незнакомые, представляются сотрудниками компании по продаже итальянской посуды и настойчиво приглашают на презентацию.
— Звонят, когда я на работе и не могу разговаривать. Несколько раз просила удалить мои номера, чтобы больше не беспокоили, грозилась тем, что жалобу напишу, но трубку сразу бросают. Перезваниваешь, а телефон уже недоступен. Проходит несколько недель, и ситуация повторяется. Надоели эти «телефонные террористы»! — возмущена гродненка.
По её словам, она пыталась связаться с фирмой, сотрудники которой упорно зовут на презентации, но это оказалось нелегко. В телефонной справочной службе номеров компании не нашли. В интернете, кроме адреса фирмы, никаких других контактов тоже нет.
— Как же быть пенсионерам, которые интернетом пользоваться не умеют? Или если интернета вовсе нет? — недоумевает Татьяна.
Несостоявшийся клиент
Мы с коллегами решили разобраться и поехали по указанному адресу. Добраться до небольшого здания, стоящего посреди поля на окраине города, без машины не так просто. С главной дороги указателей нет. Странным показалось и то, что у солидной компании, которая продаёт дорогущую итальянскую посуду, нет большой красочной вывески, которую видно издали. Вместо неё на стеклянных дверях едва заметно чёрным цветом нанесено название фирмы, зато большими буквами распечатано предупреждение о том, что видео- и фотосъёмка запрещена.
В фойе — растяжка с названием фирмы, выставка той самой посуды и что-то вроде ресепшена. Увидев нас, женщина за стойкой слегка удивилась.
— Я ваш клиент, — говорю и тут же добавляю: — Несостоявшийся.
Объяснив ситуация со звонками, прошу жалобную книгу. В ней моя запись была шестой — за два года, что работает компания, это даже неплохо.
— Вы уверены, что это наша фирма звонила вам? — интересуется одетый по-спортивному мужчина, который стоял возле ресепшена и слышал наш разговор.
На мою просьбу связаться с директором отказали, мол, «директор — человек занятой», да и личные контакты руководителя они не дают.
— А я личный номер и не прошу. Как мне позвонить на рабочий телефон? — возразила.
Спустя несколько минут мне всё же дали номер телефона, но не директора, а юриста фирмы и предупредили, что звонить ему можно после обеда, потому что «сейчас он в суде». Пообещали, что мои номера из базы данных удалят. Будет ли так, покажет время…
Пока мы разговаривали, наступило время обеда и из-за закрытых дверей повалила толпа девушек, около двадцати человек. Видимо, персонал кол-центра.
Адрес ищите в интернете и… в договоре
В компании говорят, что в случае со звонками закон не нарушают, и, если кто-то против, чтобы им звонили, можно написать письмо в фирму или прийти сюда лично с просьбой удалить номер, и он тут же удаляется.
— Есть такой вид деятельности, когда звонят, приглашают. Люди при этом товар не приобретают и при таких обстоятельствах должны вести себя несколько по-другому. И газета здесь абсолютно ни при чём. Не хотите, чтобы вам звонили, пишете нам письмо или обращаетесь лично, просите удалить номер, и всё. Наш адрес все знают, в каждом договоре он указан. К нам приходит по несколько писем в день, и мы с удовольствием на них отвечаем. Принимаем все необходимые меры. И этот официальный номер фирмы (который я, к слову, с трудом выпросила. — Авт.) вы же как-то нашли? — рассказал мужчина, представившийся юристом компании.
О том, как номера телефонов попадают в базу фирмы, получить чёткого ответа не удалось. В компании говорят, что номера определяются путём подбора случайных чисел. Но почему тогда девушки из кол-центра знают, что позвонили в Гродно?
Звонить могут только с вашего согласия
В милиции говорят, что к ним часто обращаются гродненцы по поводу надоедливых рекламных звонков, но сделать с этим ничего нельзя — состава преступления в подобных действиях нет.
— Это агрессивная маркетинговая политика. С точки зрения закона нарушений здесь нет, если просто позвонили. Да, неприятно. Есть такое понятие, как тайна телефонных переговоров, но сам номер — это не личная информация, — пояснил официальный представитель пресс-службы УВД облисполкома Игорь Белозёров.
Тем не менее управа на таких назойливых консультантов есть. По закону «О рекламе», размещение (распространение) рекламы с помощью телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты разрешено только с согласия абонента.
— Это согласие зачастую спрятано в договоре на оказание услуг телефонной связи. И абонент может просто не обратить на него внимание, — пояснила председатель ОО «Гродненский центр правовой помощи потребителям» Жанна Гостяева.
Что касается контактов фирмы, то, по закону, должен быть указан адрес компании, а номера телефонов оставлять необязательно.
Что делать с настойчивыми звонками?
1. Самый просто способ — не втягиваться в разговор с телефонными продавцами и класть трубку. Потребители сами породили этот бизнес своей отзывчивостью и желанием получить что-то бесплатно.
2. Можно внести номер, с которого поступает навязчивая реклама, в чёрный список. Но эта мера не особенно действенна, поскольку компании, которые занимаются обзвоном потенциальных покупателей, часто меняют номера.
3. Потребовать прекратить все звонки, исключить номер из всех баз. Если это не поможет, написать письмо в фирму. По первому вашему требованию номер должен быть удалён.
4. При оформлении различных услуг, карт скидок в магазинах внимательно читайте условия оформления, ведь зачастую мы, сами того не зная, даём согласие на получение телефонного спама.
5. Если звонят на домашний номер телефона, можно обратиться в Белтелеком, чтобы телефон убрали из справочных баз и не сообщали его в справочной.