Артём КОЛЯГО, студентИнститута исследований символьных вычислений в Хагенберге (Австрия), программист:
— В Беларуси работал программистом, понял, что хочу дальше развиваться в профессии. Поэтому, когда друг позвал в Австрию, где сам учился, я решил ехать за пять минут. Первые полтора года учил немецкий и работал, затем поступил в один из лучших IТ-вузов Австрии, в Хагенберге. Это высшая школа, где делают упор на практику и работают в индустрии, в отличие от классического университета, где дают академическое образование. Кстати, мой кампус находится в деревне.
Не было высшей математики, которую полтора года учил в Беларуси, но был очень полезный предмет «Социальная компетенция», где нам рассказывали, как проходить собеседования, а принципы менеджмента объясняли на примере управления лошадью в конюшне. Студентам, которые изучают разработку приложений для iOS, дают по макбуку. Для студентов моей специальности купили два сенсора — их используют разработчики беспилотных авто. Каждый стоит 5000 евро.
Летом на каникулах, с июля по сентябрь, проходил практику в исследовательском институте компании, которая занимается беспилотными автомобилями. У меня был ментор, он рассказывал о технологиях и давал задачи. Мне платили 1000 евро в месяц. Серьёзные компании типа BMW и Porsche берут практикантов не меньше чем на полгода, с тем чтобы в перспективе взять их на работу.
Полина ПЛАТОВА, студентка 5 курса ГрГУ, семестр училась в Университете прикладных наук имени Кароя Эстерхази в Эгере (Венгрия):
Виктория ВЕЙКШНЕР, студентка Белостокского технического унивeрситeта (Польша) по специальности «туризм и рекреация»:
— Мы до сих пор не знаем своего куратора — студент сам учится решать свои проблемы, находить и выстраивать нужные контакты. Никто не будет держать «косячных» и неуспевающих. Не хочешь учиться — уходи! В середине пары перерыв 15 минут, в это время некоторые преподаватели включают расслабляющую музыку, в коридоре стоит ящик с яблоками и, самое элементарное, в туалетах всегда есть бумага. В каждой аудитории — компьютер, проекторы, интерактивные доски. Библиотека автоматизирована и работает круглосуточно: через окошко на улицу выведено устройство, в которое кладёшь книгу, и оно автоматически по коду вычёркивает её из моего списка. За четыре года учёбы в Беларуси я ни разу не воспользовалась студенческим, а тут он даёт скидку 50 процентов на проездные, в некоторых местах — на еду, одежду, билеты в музеи. Отличается и общение преподавателя со студентом. Недавно учитель философии пригласил нас на встречу с коллегами и выпускниками, чтобы обсудить волнующие темы и нововведения в университете. В кафе заказал пиццу, колу, предложил выпить пива. Отказались только белорусы (кстати, нас в группе 11 из 48 человек).
Полина МАКАРЕВИЧ, собирается в экономический вуз, но для этого должна окончить 12–13-й классы в штудиенколлег в городе Нордхаузене (Германия):
— Я была удивлена, когда поняла, что оценки конфиденциальны: их не ставят в журналы и не объявляют вслух на занятиях. Первая пара начинается в 7:30, но между ними пауза 40 минут, а не 15, чтобы всё можно было успеть. Платить нужно только за пользование учебниками — 250–500 евро в год. Питание организовано по желанию учащегося: сам выбираешь, заказываешь и оплачиваешь еду. На полтора евро наешься на день вперёд. На занятиях можно кушать, кроме кабинета информатики, в котором, кстати, не пять компьютеров, а тридцать. Лучшая оценка — 0,7, худшая — 6. Высшее образование могут получить только умные, подготовленные. Талантливых выделяют в начальной школе — лучшие после четвёртого класса идут в гимназии и потом могут поступать в университет. Остальные продолжают учиться, но у них профильное обучение, чтобы получить рабочую специальность.
Ирина ДМИТРИЕВА, выпускница Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе, магистрантка университета в Чехии:
В Чехии немного меньше практики, но расписание можно составлять самому. Учёба всего три дня в неделю, поэтому могу совмещать её с работой. Много бонусов для студентов: скидки на автобусы и поезда, проездной на весь транспорт за 5 евро.