За год среднестатистический белорус съедает больше 20 кг сахара. Сколько из них произведено на Скидельском сахарном комбинате, точно не скажет никто, однако, можно с уверенностью сказать, что доля предприятия из города-спутника Гродно очень велика. «Вечерний Гродно» побывал на первом белорусском сахарном предприятии и увидел, как делается тот самый сахар.
Скучная, но обязательная часть нашего рассказа о Скидельском сахкомбинате — это его история. Решение о строительстве Первого Белорусского (да-да, именно так его тогда назвали) сахарного комбината в первый послевоенный год подписал легендарный Анастас Микоян. В том же 1946 году проект был утвержден, и началась стройка, которая длилась 5 лет.
В 1961 году завод начал выпускать лимонную кислоту, а в 1983 году там «намолотили» ровно один миллион тонн сладкого продукта. К слову, свой второй миллион тонн комбинат дал в 2000 году. В 1997 году предприятие было акционировано. В те времена комбинат мог переработать максимум 3 тысячи свеклы в сутки, однако в 2005 году Совмин поставил амбициозную задачу — перерабатывать уже 7 тысяч тонн.
После многочисленных модернизаций и закупок различного профильного оборудования сегодня комбинат перерабатывает свыше 8 тысяч тонн свеклы. За сезон таким образом выходит свыше миллион тонн. Если переводить эти цифры в сахар, то получается, что за сутки в среднем на склад предприятия поступает 1,1 тыс тонн сахара. За год — свыше 135 тысяч тонн. Коллектив состоит из 740 человек.
Чаще всего обыватель видит сахар из Скиделя либо в бело-голубой бумажной упаковке, либо в красной под брендом «Цудоўная цукерня». Однако на самом предприятии это далеко не все варианты фасовки. Уже готовый сахар-песок пакуют в 50-килограмовые мешки или даже в огромные баулы сразу на тонну. Такие большие объемы рассчитаны не для розничной торговли, а для предприятий, у которых сахар как-то завязан на производство их продукции. Например, заводы по производству алкоголя, кондитерские фабрики, хлебозаводы и многие другие. Ну и не забываем про самый маленький вариант — небольшие пакетики, которые дают в кафешках, которые эквивалентны одной чайной ложке.
Еще один вопрос — почему магазинный сахар фасует в разные упаковки? Бело-синяя упаковка на комбинате называется «единичкой» — это был одним из первых фасованных сахаров у нас в стране, что и отразилось на упаковке в виде небольшой синей цифры «1». Этот сахар так и называется «1 Белорусский».
Однако комбинат не стоит на месте и ищет новые решения в дизайне упаковки. Именно так, в процессе долгого творческого поиска была создана знакомая нам красная упаковка под брендом «Цудоўная цукерня». Разрабатывала ее белорусская студия дизайна и брендинга Fabula Branding, и от этой совместной работы и студию, и комбинат ждал коммерческий успех. В 2016 году этот бренд получил второе место на самом престижном мировом конкурсе упаковки PENTAWARDS. Это был первый случай, когда белорусскоязычный бренд занял призовое место на этом конкурсе.
К слову, насыпается в эти упаковки совершенно одинаковый сахар. Отличия тут действительно только в упаковке. Тем не менее, в ходе продаж все-таки выяснилось любопытное различие:
— Мы проводили аналитику, и выяснилось, что сахар в красной упаковке покупают чаще всего женщины, а вот «единичка» пользуется спросом в основном у мужчин, — рассказал заместитель гендиректора по идеологической работе и соцвопросам Александр Познанский.
Сейчас в Беларуси в магазинах невозможно встретить упаковку сахара дешевле, чем за 1,5 рубля. Такую предельно минимальную цену установило Министерство антимонопольного регулирования и торговли на 90 дней. Сделано это было, чтобы защитить отечественных производителей от засилья дешевого российского аналога. У Скидельского сахкомбината в связи с этим возникли трудности другого характера:
— Не секрет, что основанная часть нашего сахар шло в Россию. Однако сейчас у них и так перепроизводство, поэтому у них сахар предлагается по очень низким ценам. Никогда в мире еще не было таких низких цен, — констатирует ситуацию Александр Познанский.
Такое положение дел вынудило комбинат искать новые рынки сбыта. Среди потенциальных — африканский континент и Поднебесная.
— С Китаем не решены вопросы с логистикой, все очень сложно. Но процесс пошел, ведется активная работа в этом направлении. Параллельно прорабатывается проект поставок и в Африку, однако это доставка морем, а значит контейнерная загрузка. Мы уже экспериментировали с такой загрузкой, поэтому надеемся, что и в этом направлении достигнем успеха, — отметили на предприятии.
К слову, на складе уже готовой продукции мы заметили поддон, загруженный мешками по 50 кг. Этот поддон весом в 900 кг, как и еще пять поддонов, в ближайшее время поедут в Литву.