Гродно знает достаточно случаев как удачной, так и не очень реконструкции старинных зданий. Тем не менее, одним из самых свежих примеров как раз скрупулезного и уважительного восстановления исторических построек в нашем городе может служить дом на Городничанской, 23. Процесс реставрации там уже подходит к концу, однако более чем за год строительных работ собственники проделали огромный путь и столкнулись даже с исторической загадкой, на которую, как ни пытались, так и не нашли ответ.
Если вам нужно узнать как можно больше про историю здания в центральной части Гродно, то лучшего источника, чем справочник «Биография гродненских улиц: от Фортов до Коложи» за авторством группы местных историков во главе с известным краеведом Виктором Саяпиным, не найти. Открыв его, мы узнали, что «здание на Городничанской, 23 было построено в 1890 году из кирпича в стиле эклектики». Сообщается, тут жил историк Корнилов, а также семья Авгусевичей, которая сдавала комнаты в аренду. После войны тут размещался хоспис при Фарном костеле, а с 1959 года — Дом инвалидов. После этого тут находилась районная поликлиника.
В 2010 году в доме проходил капитальный ремонт, и выяснилось, что здание состоит из двух отдельных построек, которые были возведены после пожара 1885 года. Сейчас собственником постройки является гродненский бизнесмен, который приобрел ее на аукционе. В сентябре 2018 года тут началась масштабная реконструкция. Работы на фасаде уже завершены, сейчас строители занимаются внутренним убранством. После завершения реставрации — а это дело ближайшего месяца — обновленные помещения отдадут в аренду под различные офисы.
Сильнее всего изменения бросаются в глаза, если сравнить дома в режиме реального времени и его фасад пару лет назад. В качестве примера мы нашли на «Яндекс.Картах», как здание на Городничанской выглядело в 2016 году.
Сразу понятно, что в доме никто не живет — оконные проемы заколочены, окна на втором этаже вовсе распахнуты. Белые плинтуса по периметру окон во многих местах отвалились. Табличка с номером дома прибита на входные двери. Рядом расположена арка с металлическими воротами — она сквозная и выходит с тыльной части здания.
Кроме того, обращают на себя внимание два кованых чугунных балкона черного цвета. С ними связана интересная история, о которой расскажем ниже. На боках дома свисают где покосившиеся, а где и вовсе отломанные трубы ливневки. Довершает этот архитектурный образ знакомая табличка «Историко-культурная ценность».
После реконструкции здание получило мягкий кремовый цвет — до этого оно было пестрым из-за использования кирпича различных оттенков. Первый этаж заштукатурили и покрасили, так как кладка во многих местах скололась. Вставили современные окна, а белый штукатурный пояс вокруг них восстановили.
Входная дверь также на месте, но теперь это не пошарпанная, с отколовшейся краской конструкция, а надежная и новенькая входная группа. К слову, восстанавливали ее с дотошностью:
— Так как здание является исторической ценностью, решено было восстановить ее точь-в-точь, доподлинно. Со старой снимались мерки вплоть до миллиметра. Двери на тыльной стороне дома также повторяют оригинал, — рассказал руководитель строительных работ Иван.
Вместо ржавых покосившихся ворот, кое-как закрывавших сквозную арку, теперь стоит глухой арочный стеклопакет. На противоположной стороне находится такой же, однако он открывается и служит главным входом в будущее офисное здание. Кстати, теперь это не проезд во внутренний дворик, а что-то вроде холла. Строители постарались вносить в эту часть дома минимум нового, поэтому сейчас холл подчеркивает старину — его стены и потолок сохранили аутентичную кирпичную кладку.
По словам Ивана, громадный объем работы пришлось проделать внутри дома. На момент начала реконструкции от него сохранились только наружные стены, поэтому многие перегородки и внутренние стены пришлось перекладывать заново. Многие элементы для сохранения особой атмосферы оставлены, например, лестница на второй этаж.
— В целом на объект ушла уйма времени, сил и средств. Финальную сумму сказать не могу, но думаю, минимум три дома на эти деньги построить можно было, — шутливо поясняет Иван.
Пожалуй, самый говорящий факт об отношении нынешних владельцев к истории Гродно — это балконы. Как мы писали выше, это три чугунных литых конструкции. Сейчас они все на своих местах, однако еще пару лет назад одного балкона — того, что находится на тыльной части дома — не было. Судя по всему, его постигла та же судьба, что и другие аналогичные объекты в историческом центре, — его украли. Хозяин сообщал об этом милиционерам, но пропажа так и не была найдена.
Когда год назад началась реконструкция, два фасадных балкона были сняты на реставрацию. Долго не могли найти подходящего мастера, пока не натолкнулись на специалиста, который столетние конструкции и восстановил.
— Их разобрали, почистили, дробеструили и покрасили, а затем заново собрали по элементам на месте. Разбирали их в черном цвете, а вернули на место в красном. Это не ошибка — именно красный цвет был оригинальным. А вот украденный балкон пришлось восстанавливать по фотографиям с нуля. Сейчас он также там, где положено, — отметил Иван.
Отдельного упоминания заслуживает и странное приспособление, которое хорошо видно на фасаде рядом с главной входной дверью. По левую ее сторону в кирпичной кладке есть небольшой лаз квадратной формы. Сделан он из досок, и уходит куда-то вглубь дома.
На фото, датированных 2016 годом, этот пролом также заметен, однако деревянные бруски основательно подгнили, а кладка вокруг осыпалась. Тем не менее, главный вопрос — зачем эта шахта нужна? Обывателю может показаться, что данное приспособление могло служить чем-то вроде шахты вентиляции, однако Иван поспешил опровергнуть такую гипотезу — при разборе кирпичей оказалось, что лаз никуда не уходит и вмурован буквально на пару десятков сантиметров.
— Специалисты Минкульта, которые вели надзор за строительством, также пытались выяснить его предназначение. За ответом обращались к представителям нашей еврейской общины: там предположили, что сюда вставлялись определенные вещи, которые были чем-то вроде оберегов. Может, какие записки или камни, с которыми у евреев связаны свои обычаи. Конкретно сказать никто ничего не смог, — добавил Иван.
Уважаемые читатели! Если вы точно знаете, зачем в зданиях применялись такие лазы, или у вас есть версия, сообщите ее нам!
К слову, над этой шахтой можно заметить средних размеров полукруглую выемку с небольшим уступом. Она, скорее всего, относится к периоду, когда здесь был католический хоспис. По всем признакам сюда ставилась фигура Девы Марии, а рядом верующие могли поставить свечку.