Каким будет курс доллара и евро в следующем году и стоит ли бежать в обменники, «Вечёрке» рассказали независимые финансовые эксперты.
В январе этого года за один доллар давали 2,15 рубля, к марту курс опустился до 2,12 рубля, к маю вовсе упал до 2,09. В июле текущего года курс доллара равнялся 2,03 рубля, однако к августу чуть повысился — до 2,07. В октябре средний курс «американца» — 2,05 рубля.
В Министерстве финансов спрогнозировали, что в 2020 году среднегодовой курс доллара будет равняться 2,24 рубля. Именно этот показатель заложили в бюджет страны на будущий год. Говорится, что такой курс определён как максимально возможный, с учётом всех негативных факторов, которые могут появиться. При этом уточняется, что власти не готовятся к очередной девальвации — просчитывается самый худший сценарий развития событий.
— Хотелось бы всех успокоить. Курс, который заложен в проект бюджета, не отражает плановую девальвацию. Это стрессовый сценарий, чтобы снизить риски для бюджета, — прокомментировал министр финансов Максим Ермолович.
— Нацбанк применяет совершенно иные методы курсообразования, делающие скачки курса на 10 % или более маловероятными. Единственное, что возможно, так это рост курса на величину инфляции, а она спрогнозирована на уровне 5 %, — считает эксперт.
По его прогнозам, к концу года официальный курс доллара может быть 2 рубля 10 копеек, к концу 2020-го — 2 рубля 20 копеек. Евро, как считает эксперт, подорожает соответственно до 2 рублей 32 копеек и до 2 рублей 44 копеек.
— Если никакого форс-мажора на рынке цен на газ/нефть не случится, то курс доллара не только не превысит заложенные в прогнозе 2,24 рубля, но, скорее всего, будет даже меньше — на уровне 2 рублей 10 копеек. Сейчас никаких оснований думать, что произойдёт что-то негативное, нет.
За последние десять лет «зимняя» девальвация случалась дважды — в 2009-м и в 2014 годах. По мнению Вадима Иосуба, вероятность резкого повышения курса доллара США в праздники нынче как никогда мала.
— Из-за чего произошли новогодние девальвации прошлых лет? Вводили административное курсообразование, на полную включался печатный станок, что приводило к печальным последствиям. Сейчас всё иначе — Нацбанк придерживается разумной кредитно-финансовой политики и вмешивается в курсы валют крайне редко.
Дмитрий Крук также исключает возможность валютного ажиотажа в этот период:
— Есть опасения, что могут произойти потрясения на фондовом рынке или другие экономические бедствия мирового масштаба. Но просчитать их довольно сложно. Тем не менее очевидных рисков, способных повлиять на курс рубля к иностранным валютам, сейчас немного.
Белорусы продолжают сдавать больше валюты, чем покупать. С января по октябрь 2019 года сдали 6,5 млрд долларов, купили наличной валюты на 1,3 млрд меньше. Ситуация, когда приносят на обмен больше, чем покупают, длится 3,5 года. Исключением стал декабрь 2018-го, когда было наоборот. Это можно объяснить тем, что в конце года многие получили премии, отпускные или «тринадцатую» зарплату и решили пополнить валютные кубышки.
По мнению экспертов, это связано с падением реальных доходов, которое произошло в 2015 году. Чтобы сохранить привычный уровень потребления, белорусы достали заначки. К слову, с 2018 года доходы снова начали расти и объём сдаваемой валюты пошёл на спад.