После массовых жалоб белорусов на телефонных мошенников Нацбанк рассказал, как от них защититься

На протяжении 20 и 21 ноября в правоохранительные органы обратилось свыше 150 человек, жаловавшихся на то, что телефонные мошенники пытаются узнать данные их банковских карточек. В ответ на это Нацбанк опубликовал инструкцию, как защититься от так называемого «вишинга».

Как пояснили в Нацбанке, вишинг — это один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии, который заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную связь и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т. д.), под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определенных действий с карточным счетом/платежной картой с целью хищения денежных средств.

Установлено, что злоумышленники звонят клиентам белорусских банков и, представляясь сотрудниками банков (в том числе специалистами по безопасности), под различными предлогами просят предоставить паспортные данные, а также реквизиты банковских платежных карточек и коды, поступающие на телефонный номер клиента банка.

Злоумышленники могут использовать программы-анонимайзеры. В таком случае номера телефонов, с которых осуществляются звонки, определяются как официальные номера, указанные на сайте банка. Также злоумышленники могут подменять официальный номер не целиком, а лишь одну его цифру, и визуально этот подлог может быть незаметен.

При разговоре для большей правдоподобности шумовым фоном при звонке может использоваться имитация звуков работающего контакт-центра банка.

Related Post

Во время звонка злоумышленники могут придерживаться следующих сценариев:

  • представляются сотрудниками банков и сообщают, что в отношении счета клиента происходят мошеннические действия. С целью не допустить перевода средств либо их обналичивания в банкомате просят данные банковской платежной карточки и иную информацию;
  • от имени банка уведомляют о якобы оформленной заявке на кредит, для отмены которой необходимо предоставить уточняющие данные.

Обращаем внимание на то, что сотрудник банка при звонке клиенту заранее должен знать все необходимые ему данные. Поэтому сообщать кому-то реквизиты банковской платежной карточки, пароли и коды доступа, паспортные данные ни в коем случае нельзя.

Нацбанк рекомендует в случае поступления подобных звонков немедленно завершить разговор и обратиться в контакт-центр банка, эмитировавшего карточку, рассказать о ситуации и далее следовать рекомендациям сотрудника банка.

В случае, если злоумышленнику все же удалось получить реквизиты карточки или был установлен факт хищения денежных средств, следует незамедлительно заблокировать карточку и обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

Share
Published by
Вадим Венский