«Нити — будто нервы»: в Гродно приехала первая Чебурашка СССР Фаина Костина и рассказала о жизни в блокадном Ленинграде и запрете Крокодила Гены

Гродно с гастролями посетил старейший кукольный театр России — театр марионеток имени Е. С. Деммени. Здесь почти шестьдесят лет служит народная артистка России Фаина Костина, которая сыграла первого Чебурашку в Советском Союзе. Актриса рассказала о куклах, ставших героями фронта, своей большой мечте, репетициях смеха в лесу и роли апельсинового зверька от Успенского.

Фаина Костина сыграла множество сказочных персонажей — Емелю, лилипута из путешествий Гулливера, мачеху из «Сказки о мёртвой царевне», Веснушку из «Большого фестиваля», Тимошу из «Скоро в школу». Самым узнаваемым персонажем хрупкой актрисы стал Чебурашка, которого она сыграла до выхода популярного мультфильма.

По Ленинграду толпами ходили крысы

Актриса родилась на Васильевском острове. Там её родителей застала война. Фаина Ивановна вспоминает ученика тёти Веры, который сделал им царский подарок во время блокады. Молодой солдат принёс бывшей учительнице мешок с тушёнкой, хлебом, крупой и сахаром. Провизия помогла пережить зиму. В тёплое время года было проще: варили суп из лебеды, собирали лягушачью икру…

— Вся семья слушалась бабушку, которая прожила до 94 лет. Домашние безропотно принимали те порции, которые она выдавала, и не говорили о еде после войны. Валяться в кровати и лениться было не принято, — вспоминает актриса.

Блокаду пережил и театр марионеток на Невском проспекте. Актёры давали спектакли, пока в здании были вода и свет. Спектакль «Кукольный город», где главными врагами были крысы, стал символическим: лунными ночами по Ленинграду сновали полчища грызунов. Последними зрителями театра были солдаты, которые сразу после показа отправлялись на линию фронта. Вслед за военными ехали и актёры. Многие артисты погибли, но куклы чудом вернулись в родные стены: их привёз в Ленинград фронтовой зритель. Он вручил реквизитный сундук женщинам, остававшимся в театре до последнего. Увы, история не сохранила его имени, но сегодня спасённые куклы выглядывают в окна Невского проспекта.

Мечтала стать химиком

После войны «поход к Деммени» был семейным праздником. Актриса вспоминает, как впечатлённая «Мёртвой царевной» она «пересматривала» спектакль во сне. Но об актёрской профессии не мечтала. Двадцатилетняя девушка планировала стать химиком или художником на Ломоносовском фарфоровом заводе. Одно прослушивание изменило её жизнь.

— Было объявление по радио, что требуется актриса. Вместе с другими претендентками я сходила на пробы, подышала театральным воздухом и подумала: если меня возьмут, не уйду отсюда. Уже шестьдесят лет горжусь, что попала в этот театр. Это счастливый миг моей жизни, — улыбается актриса.

Костину принимал в труппу Евгений Деммени (его имя было присвоено театру в 1990-е годы). «По происхождению — дворянин, по образованию — военный, по устремлению — актёр», Деммени руководил театром 45 лет и успел стать легендой. Однажды он увидел в витрине на Невском сундук с французскими куклами комедии дель арте конца ХІХ века. Деммени, не задумываясь, купил сундук и принёс его в организованный им кружок актёров, никогда не работавших с куклой. Позже этот коллектив превратится в профессионалов, представляющих любую мировую классику: от Шекспира и Мольера до Гоголя и Чехова. Фаина Костина стала первой молодой актрисой в труппе.

— Деммени старался сразу дать молодым актёрам большую роль. Я получила две таких в первый же год пребывания в театре, была задействована почти во всём репертуаре. Когда молодёжи стало больше, для нас наняли педагогов — театральное образование проходила на практике. Старшие коллеги легко делились секретами мастерства. Пройдя войну, они умели ценить каждый миг мирной жизни и научили меня оставлять все невзгоды за дверями театра, — вспоминает собеседница.

Пугала грибы в лесу

Фаина Костина сыграла больше двухсот ролей: каждый год труппа выпускает по два спектакля, и до пятидесяти лет актриса была занята почти во всех. Она мастерски обращается с любой куклой: тростевой, площадной, марионеткой или петрушкой. Марионеток сравнивает с музыкальным инструментом и уверена, что в искусстве кукловода всё решает предрасположенность.

— Нити — будто нервы, которые идут от актёра к кукле. В этом марионетки похожи на музыку: прежде чем взяться за струны, нужно освоить гамму. Нужны пластика рук и тактика шахматиста: всё время просчитывать, какую нитку схватить, чтобы остаться в образе и сохранить темп жестикуляции, — объясняет Фаина Ивановна, оживляя марионетку. — Можно быть талантливым актёром, но, если не умеешь видеть куклу и себя со стороны, ничего не получится.

Related Post

Актриса верит в связь между актёром и куклой: после спектакля «Лев ушёл из дома» стала похожа на львёнка. Не сразу давались только отрицательные роли.

— Я не умела злорадно смеяться, как царица-мачеха в «Мёртвой царевне», и ездила тренироваться в лес, где смехом пугала грибы, — улыбается актриса. — Сыграв Свинью-копилку в «Кукольном городе», я страшно обидела дочь, когда она была маленькой. Всё время играла героев, а тут довела ребёнка до слёз поведением Свиньи.

Крокодила Гену запрещали в театрах

Одним из знаковых персонажей театра стал Чебурашка, роль которого досталась Фаине Ивановне.

— В 60-е годы книга «Крокодил Гена и его друзья» была парадоксальным произведением! Мы попросили молодого Успенского написать для нас пьесу. Наш Чебурашка появился раньше экранного, поэтому он оранжевый, как апельсины в ящике, в котором он уснул. Этой кукле уже пятьдесят лет, — гордо демонстрирует вязаного героя актриса.

Эдуард Успенский назвал её первой Чебурашкой СССР. Пьесу сначала поставили только в «куклах»: история крокодила Гены и его друзей почему-то была запрещена в детских театрах, однако запрет не распространился на кукольников. Спектакль сыграли почти 2700 раз.

 

Узнаваемого персонажа — Веснушку из программы «Большой фестиваль» — рисовали с Фаины Ивановны. В детских передачах, кукольных телевизионных спектаклях и операх артистка проработала пятнадцать лет и называет телевидение вторым домом. Но с кино не получилось. Костина дважды отказывалась от серьёзных ролей на экране: не могла оставить театр во время премьер и гастролей.

— В эпизодических ролях появилась, когда мне было 67 лет. На крупные возрастные роли не подхожу — мешает моя внутренняя молодость, — смеётся актриса.

Сегодня Фаина Ивановна занята только в двух спектаклях, но остаётся хранителем истории театра Деммени. Недавно она была удостоена премии «Золотой софит» за верность театру. Передаёт опыт молодым артистам и прививает малышам любовь к куклам: в Гродно детвора вместе с родителями бодро подпевала песню Чебурашки. Ждёт, когда в родной зал можно будет привести внучку Марию.

— Радует, что на спектакли ходят целыми семьями. Умиляют папы, чей бас иногда слышен из зала громче детского смеха,— улыбается собеседница. — Таким родителям всегда есть о чём поговорить со своими детьми. Ходите в кукольный театр: здесь древнейший вид искусства открывается с разных сторон и налаживает семейные связи.

Справка «ВГ»

Санкт-Петербургский государственный театр марионеток им. Е. С. Деммени в прошлом году отметил 100-летие. Здесь поставили первый в России игровой кукольный фильм «Макс и Мориц» и телевизионный кукольный спектакль «Школяр в раю», открыли учебные курсы для режиссёров, актёров и художников театра кукол, провели первые опыты куклотерапии. При содействии и непосредственном участии  Деммени театры кукол были созданы в 11 городах России и ближнего зарубежья. В этом году коллектив впервые приехал на гастроли в Гродно.

Share
Published by
Татьяна Вишневская