Недавно в Беларуси отметили День авиадиспетчера. Журналисты «Вечёрки» побывали в гродненском аэропорту и узнали о пробках в небе, неопознанных объектах на радаре и самолётах без пилотов.
— Главная задача диспетчера — слышу, вижу, управляю, — сразу вводит в курс дела ветеран авиации начальник службы воздушного движения Ростислав Чуро. — Он держит связь с экипажами, обеспечивает безопасные интервалы движения, сообщает о погодных изменениях, техническом состоянии аэродрома.
В гродненском аэропорту работает пятнадцать авиадиспетчеров, двенадцать из них — те, кто контролирует воздушное движение и обеспечивает его безопасность. Девушек среди них немного.
У нас на авиадиспетчеров учат только в Минске. Одного желания, говорят мои собеседники, мало, нужно быть устойчивым к стрессам, здоровым и хорошо владеть английским языком (не ниже четвёртого уровня из шести). С 2008 года личный состав проходит подготовку в Англии и каждые три года сдаёт экзамен, чтобы подтвердить уровень английского. Помимо знания языка нужно ещё и говорить определённым образом. Так, по авиационным правилам скорость переговоров между диспетчером и экипажем должна быть не более 100 слов в минуту. Сложнее всего, говорит руководитель полётов Сергей Благун, понять китайцев, проще — англичан.
Рабочий день у авиадиспетчеров начинается в семь утра. Сначала они проходят медосмотр и инструктаж, разыгрывают ситуации, которые могут возникнуть во время работы, а затем поднимаются на вышку — отсюда хорошо просматривается вся взлётно-посадочная полоса.
— Есть современные самолёты, где пилот находится автономно, но убрать диспетчера нельзя. Вы бы полетели на самолёте, если бы вам сказали, что пилотов не будет? Думаю, что нет, — говорит руководитель полётов Александр Зайцев, который в авиации почти 40 лет. — Диспетчер не только управляет воздушным движением, но и визуально контролирует обстановку на аэродроме. В Гродно в 1985 после взлёта самолёта Ту-134 Гродно — Москва диспетчер заметил, что у воздушного судна в момент отрыва от полосы отказал двигатель и пошёл дым. Он вовремя сообщил об этом пилоту, и самолёт благополучно сел. За свои действия экипаж был награждён орденом «Знак Почёта».
Смена длится двенадцать часов, из них час — обед. Поскольку работа напряжённая, каждые два часа полагается перерыв 25 минут. На время отсутствия дежурного диспетчера его подменяет резервный.
Рабочее место авиадиспетчеров находится в самой высокой точке аэропорта, на высоте девятиэтажного дома. Это небольшая комната с выходом на балкон. На стене — двое часов: одни показывают местное время, другие — международное, по нему летает весь мир. На случай спорных ситуаций в диспетчерской под рукой хранится десяток самых разных книг с авиационными правилами.
В помещении установлено современное оборудование: индикатор воздушной обстановки, по которому диспетчер наблюдает за воздушным движением, радиостанция для связи с экипажами самолётов, прибор, который показывает и обновляет каждые 30 минут метеорологические данные, включая скорость ветра, видимость, высоту облачности, давление, состояние полосы. Если вдруг пропадёт электричество, включаются дизельные генераторы.
Всю обстановку в воздухе фиксирует локатор. Он «ловит» не только самолёты, но и квадрокоптеры.
— Сейчас им ограничили высоту, но этого недостаточно. Сегодня квадрокоптеры как игрушка. Один из вариантов решения проблемы — оборудовать их специальной аппаратурой, чтобы они отображались у нас на индикаторе, как отображаются самолёты. Пусть это будет другая отметка, но она поможет их идентифицировать.
Если в зоне видимости локатора появляется неопознанный объект, информация о нём передаётся военному сектору. А вот НЛО из космоса, шутят диспетчеры, ещё ни разу не видели.
В воздухе тоже бывают пробки. В сутки над нашей страной пролетает более тысячи воздушных судов. Одновременно диспетчер отслеживает до двадцати самолётов. Если открыть карту Европы на сайте flightradar24.com, где в режиме реального времени отмечены все воздушные судна, за десятками нарисованных жёлтых самолётиков земли почти не видно.
— Наш локатор видит до 490 километров. Над нашей территорией, если посчитать по отметкам, сейчас находятся двадцать воздушных судов. Вечером отметок будет гораздо больше. — Александр Зайцев показывает на большом мониторе карту и метки на ней.
У каждого диспетчера есть свидетельство, которое каждый год надо подтверждать, и талон нарушений. Диспетчер тоже может ошибиться. Самое тяжёлое в работе диспетчера — плохая погода на аэродроме, например снегопад или гроза, и аварийные ситуации.
У авиадиспетчеров есть суеверия. Одни в них верят, другие — нет. Но и те и другие никогда не говорят «последний рейс», всегда — «крайний».
— Сюда приходят только влюблённые в авиацию, отсюда редко уходят и всю свою жизнь связывают с авиацией. Ежедневно в наших руках десятки, сотни жизней — это приятно и очень ответственно. Нужно быть всегда собранным, готовым оказать помощь.
В планах — расширять географию полётов, сделать пристройку к существующему аэровокзалу и открыть Duty Free не только на вылет, но и на прилёт. Большие работы ожидаются в следующем году — нужно удлинить полосу, чтобы принимать самолёты китайских компаний. В частности, сейчас идут переговоры с Hainan Airlines, рассказал начальник Гродненского филиала государственного предприятия «Белаэронавигация» Анатолий Купрашевич.