По преданию, древний замок Райгород, который стоял неподалёку от современного Гродно, провалился под землю. Лишь недавно выяснилось, что остатки этой крепости сохранились и находятся в районе современной деревни Привалка и одноимённого пункта пропуска.
Неподалёку от Привалки, рядом с Неманом, на самом краешке Гродненского района, у литовской границы, притаилась поросшая лесом гора. Когда-то там возвышалась мощная деревянная крепость Райгород. Её название в переводе со старинного литовского языка означало «город на болоте».
Как писал в конце 1830-х – начале 1840-х годов выдающийся этнограф и литератор Теодор Нарбут, большой и богатый Райгород неожиданно провалился под землю и был поглощён водами озера. Приглушённый звон колоколов города якобы можно услышать и сегодня, если вечером прислонить голову к земле. Известный поэт, фольклорист и публицист, член общества филоматов Ян Чечот тогда же услышал легенду о спрятанном от иноземных завоевателей в землю золотом кресте старинного костёла, свет от которого изредка можно увидеть в полночь. Рассказывали истории и о самом храме, исчезнувшем в недрах земных. Не случайно жители называли свой населённый пункт Провалкой.
Позже название города ассоциировали с библейским раем, и бывшее замчище нарекли Святой горой. Потом легенды об исчезнувшем храме с золотым крестом или о древнем городе привязывали уже не к древнему холму, а к соседствующему с ним месту — котловине Ройста (или Райста, что в переводе со старолитовского «заболоченный лес»), куда якобы и провалился древний город. Сегодня там находится геоморфологический памятник природы местного значения «Низшее место Беларуси» — всего 80 метров над уровнем моря! Имя древнего замка сохранилось в названиях соседствующей с ним неманской долины в Литве и сопредельного с белорусской Привалкой литовского пограничного пункта пропуска — Райгардас.
Любопытно, что старинный тёзка нашего белорусского Райгорода (по-польски Rajgród) есть в Польше — в окрестностях города Августова Подляшского воеводства. По преданию, его основали ятвяги. Замок Rongart начали возводить в 1360 году, но недостроенная крепость была сожжена крестоносцами. Вокруг старого замчища сложились похожие на наши легенды и предания.
Недавно мне удалось побывать на Святой горе. Она заросла лесом, а въезд на неё — бурьяном и мелким кустарником. На склонах шумят могучие деревья. Высота замчища — около 15–20 метров от уровня воды находящейся рядом старицы Немана. Площадка на вершине горы почти идеально ровная и обширная, около гектара. Её территория сравнима с размерами Старого замка в Гродно. С восточной стороны холм сужается и очень вытянут, к нему подходит линия электропередачи — в советское время на горе был профилакторий Гродненского кожзавода. У въезда на замчище — железный шлагбаум, небрежно откинутый в сторону. От зданий и сооружений ничего не осталось. На краю верхней площадки в густых зарослях можно отыскать лишь шесть вкопанных в землю металлических бочек, видимо пожарных ёмкостей для воды. Сохранились покосившиеся от времени невысокие деревянные столбики.
С трёх сторон замчище окружено старицей Немана, широкой и полноводной, с заболоченными берегами. С четвёртой, северной стороны просматриваются следы сухого рва. Там и находится въезд на гору, прорезающий крутые склоны холма. Возможно, в этом месте раньше возвышалась въездная башня с перекидным мостиком через ров. От неё в обе стороны отходил высокий частокол из вековых деревьев или деревянно-земляные оборонительные конструкции – городни с боевыми площадками для защитников крепости.
Видимо, в замке были ещё две башни. Одна из них, назовём её Водяной, на восточной стороне, где имелись выход и спуск к старице для пополнения запасов воды. Возможно, там же пролегал путь к небольшой пристани у подножия Святой горы на неманской старице. И сегодня в том месте есть широкая, чуть заглублённая в землю тропинка. Другая, самая высокая башня, скорее всего, была построена на западной стороне замка. Оттуда воины высматривали приближающиеся по Неману суда либо скачущих по берегу всадников.
Внутри оборонительных стен достаточно места для небольших жилых домов, хозпостроек (ледника, пивницы, амбара-лямуса, конюшни), деревянной церквушки. В ту пору их строили хорошо защищёнными — обносили дубовыми брёвнами в два ряда, в стенах проделывали бойницы. Деревянные стены обмазывали глиной, чтобы их не зажгли огненные стрелы.
Кто и когда построил замок Райгород, точных сведений нет. Археологические раскопки на Святой горе не проводились. Они велись в деревне Глядовичи Мостовского района, связанной с Райгородом. Там был раскопан укреплённый боярский двор XI века — сторожевой пункт на Немане в 30 километрах от Гродно выше по течению реки. Оттуда жители Глядовичей «глядели» за обстановкой на водном пути. В Райгороде замчище тоже приблизительно в 30 километрах от Гродно, на берегу Немана, но ниже по течению реки. Крепость входила в систему передовых сторожевых укреплений, опоясывавших кольцом старые гродненские замки — Верхний и Нижний. Подобно Глядовичам, она вполне могла быть основанной в XI веке.
Поначалу это был небольшой укреплённый двор или наблюдательный пункт. Рядом, по реке Ротнице (слово «рота» по-древнерусски означало «клятва, договор») проходила граница Гродненского княжества с балтскими племенами, с которыми некогда было достигнуто порубежное соглашение.
Прошло около двух веков, и уже в конце XIII столетия, в период борьбы с крестоносцами, рядом с Привалкой на месте былой небольшой сторожевой заставы возвели мощную крепость Райгород. Участок был что надо: удобные переправы через Неман по дороге на Гродно, а неподалёку преодолевали эту водную преграду крестоносцы, идущие на Тракай. Гору для замка в заболоченной низине, видимо, насыпали вручную.
В 1311 году великий магистр Тевтонского ордена Генрих фон Плоцке, преследуя великого князя Витеня после битвы при Воплавках, овладел Райгородом, Друскининкаем (тогда Salseniki) и ещё одним замком, разрушил их и истребил гарнизоны. Нашествия крестоносцев следовали одно за другим. Пройти к Гродно, минуя Райгород, было трудно: вокруг непроходимые леса и болота. И защитники крепости первыми встречали врага.
Почему же сегодня населённый пункт называется Привалка, а не Райгород? Вадим Жучкевич, автор «Краткого топонимического словаря Белоруссии», изданного в 1974 году, сообщает, что Привалки — это название-ориентир: «место возле вала, у вала». Есть и ещё одна версия — здесь была перевалка, фортификационное сооружение.
Примерно в конце XIII века русло могучего Немана было перегорожено стволами деревьев, чтобы крестоносцы не могли доставлять к осаждаемым крепостям осадные орудия и метательные снаряды, а позже — и огнестрельное оружие, продовольствие, разобранные палатки и шатры, запасы амуниции и другое. Крупные военные корабли пройти не могли. Небольшие торговые суда пропускали в обход перевалки по старице Немана Затоке. Место слияния реки и её старицы полностью простреливалось из райгородского замка. Суда останавливали и досматривали. И, поскольку, как и сегодня, это был пограничный пункт, брали с путешественников мыто — таможенный сбор за провоз товара.
Сегодня Привалка по-литовски звучит как Pervalkas, что сходно с названием перевалки, а впервые в отношении этого места слово Perwalk использовалось XIII веке, о чём писал Теодор Нарбут.
Перевалка периодически обновлялась после ледоходов и больших разливов реки. Вырубали вековые деревья, преимущественно вдоль берегов реки, чтобы их легче было доставить к точке перевалки, где они укладывались в плотину. В то далёкое время здесь жили в основном язычники, которые были недовольны вырубкой священных рощ и древних деревьев. По соглашению с жителями окрестности взяли под охрану и запретили рубку леса. Названия ближайших к Привалке деревень до нашего времени сохранили представления предков — Дуброва, Швяндубре (лит. Švendubrė, что значит Святая Дубрава), Свентоянск, другие.
Неподалёку от замка Райгород на верхней террасе старицы с её наиболее безопасной, южной стороны со временем возникло поселение. Его жители участвовали в жизни замка и помогали проплывавшим мимо деревни судам с ремонтом и пополнением запасов продовольствия. Но главная их задача, видимо, заключалась в ежегодном ремонте неманской плотины-перевалки. Со временем деревня разрослась, завязался активный торг с путешественниками. Так возникла и развивалась Привалка.
Учитывая, что район Привалки — самое низкое место в Беларуси, высота замковой горы намеренно сделана такой, чтобы Райгород не затопили бурные воды, как это едва не случилось во время мощного неманского наводнения 1958 года. Есть сведения, что защитники крепости и в половодье контролировали речной путь: рассказывают, что в урочище Ройста рядом с Привалкой работники СПК не раз в земле находили звенья кованой железной цепи. Однажды часть цепи пытались вытянуть из болота трактором, но не смогли. Возможно, эти артефакты сохранились с тех древних времён. Цепь могли натягивать, чтобы преградить путь судам, пытавшимся пройти мимо Райгорода в пору большой воды. Не исключено, что это части той самой цепи, которую перетягивали через Неман в эпоху князя Витовта.
Во второй половине XIV века замок Райгород был сожжён крестоносцами и больше не возродился. Но соседнее селение Привалка сохранилось и сильно разрослось. Оно долгие столетия было центром влиятельного староства. Старостами туда назначались представители самых известных магнатских родов — Огинские и Хрептовичи. Новую сторожевую крепость после падения Райгорода возвели неподалёку — на одном из неманских островов рядом с нынешним селением Перелом.