Кожзавод ведь уже снесли на Горновых! Тогда это какой кожзавод?
Выяснить, чем в Советском Союзе руководствовались при строительстве Гродненского кожевенного завода, уже не представляется возможным, но факт остаётся фактом — различные постройки, относящиеся к предприятию по переработке шкур и другого профильного сырья, были хаотично разбросаны по всему городу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что один филиал завода на Горновых снесли и построили там парковку, другой филиал продали за одну базовую, а третий на улице Зерновой и вовсе является современным адресом предприятия. Не исключено, что в городе есть ещё площадки, ранее принадлежавшие кожзаводу.
Доехать до зданий в переулке Победы можно двумя путями: нужно либо сворачивать с улицы Победы на съезде с путепровода у поворота на «Корону», либо выезжать с другого конца из района «Палестина». Через дорогу от этой территории находится кладбище. Общественный транспорт тут вовсе не ходит. К слову, до снесенных зданий на Горновых от этой площадки почти километр.
Данные постройки относятся к масштабной промышленной зоне, сформировавшейся вокруг крупной ж/д-дороги, проходящей тут. Сюда относятся и «Белкард», и стеклозавод, и табачная фабрика — близость к железной дороге играла важную роль в их бесперебойной работе, и, скорее всего, место для филиала кожзавода также выбирали с учётом максимально эффективного использования ж/д-транспорта.
Что такого мы там увидели?
Чтобы точно найти бывшие здания кожзавода, необходимо вооружиться онлайн-картами. Понять непосредственно на месте, что находишься рядом с бывшей базой, нереально — нет ни указателей, ни шильд на здании. Только если очень сильно присмотреться, можно прочитать на кирпичном доме старую подпись краской «пер. Победы,10».
Внушительных размеров территория (около 3 га) огорожена высоким бетонным забором, однако попасть внутрь достаточно просто — ворота открыты, а проходная с характерной советской «крутилкой» для пропуска рабочих не работает (окна тут заколочены чем угодно, только не стеклом).
Сама база напоминает кладбище, но не человеческое, а промышленное. Тут покоятся «скелеты» нескольких автомобилей — так, все внутренности вынуты из «копейки» ВАЗ 2101, раскурочена до состояния «не подлежит восстановлению» пассажирская «Газель». Без «начинки» гниёт под открытым небом старый «Мерседес». Дожидаются своей участи и несколько тракторных и автоприцепов (они ещё в приемлемом состоянии).
В подобном раскуроченном виде автомобильную технику можно увидеть на фото из чернобыльской зоны, где заражённые автомобили, оставленные в специальных отстойниках, были до последнего винтика разворованы «охотниками» за металлом. Схожесть стопроцентная. Добавляют антуража и поросшие высокой травой и кустарниками лужайки, а также ненужные бетонные блоки.
Кладбище ненужных контейнеров
Рядом в два ряда складированы старые мусорные контейнеры уже выцветшей зелёной окраски — это предшественники нынешних контейнеров для раздельного сбора отходов. В одной из их есть небольшие отверстия, в которые гродненцы некогда бросали ненужные пластиковые или железные бутылки.
В нескольких десятках метров встречается пристанище мусорных контейнеров ещё более старого поколения. Обычные квадратные железные ящики свалены в кучу, словно ребёнок оставил после разобранный конструктор Лего в хаотичном беспорядке. Кстати, они также служили для раздельного сбора отходов — на них краской написано «бумага», «стекло» и «пластик».
Центральную часть базы занимает большое одноэтажное помещение-склад, высота которого достигает метров пять. Ранее здесь складировалось сырьё кожзавода. Внутри помещения абсолютно пустынно — заметны только горы старого асфальтового пола, которые сейчас снимает строительная техника. На потолке дают о себе знать голуби.
С обратной от входа на базу стороны у главного здания проходит ж/д-ветка. Причём проходит она всего в 1,5 метрах от здания. Скорее всего, здесь разгружались вагоны, хотя необходимого парапета для разгрузки почему-то нет. Но ветка сюда брошена, через метров 30 дорога она заканчивается тупиком, так что работа склада напрямую зависела от трафика железнодорожных составов. Можно предположить, что доставленное сюда сырьё складировалось в центральном здании, сортировалось, а после автомобилями доставлялось по другим точкам. Не исключено, что здесь же находился склад готовой продукции, которую машины доставляли сюда, а после увозили с помощью поездов.
А эту территорию точно продали за одну базовую?
И да, и нет. Чисто номинально покупатель забрал эту площадку за 25,5 рублей. Однако фактически он заплатил за всё 1780 рублей. Дело тут вот в чём: ценник в одну базовую получил каждый элемент территории — это отдельные постройки, зелёные насаждения и прочее. Поэтому после суммирования всех элементов и вышло почти 2 тысячи рублей. По такой же схеме был продан и бассейн «Лазурный» за 1157 рублей — лот состоял из 45 объектов, каждый как раз стоил одну базовую.
Продать эту площадку пытались ещё с 2016 года — первоначально она стоила 2,57 миллиона рублей. Но так как никто этим объектом не заинтересовался, начальная цена постепенно понизилась до минимального уровня — одной базовой.
Что здесь будет дальше?
Новым владельцем этой территории стал гродненский бизнесмен. Он планирует переоборудовать постройки под индустриальный парк, площадку для развития бизнеса. Здесь могут разместиться как административные, так и торговые площади. Кстати, арендовать помещения в будущем парке будет российская фирма, занимающаяся перевозками грузов. Они хотят приспособить помещения под производственные площади, а территорию — под стоянку.
Капремонт зданий проводиться не будет. Для чего использовать ж/д-ветку, новый собственник ещё не решил. Все вопросы по её применению он должен согласовывать с БЖД. Проект будущего бизнес-центра разработают в течение года. Крайний срок для ввода в эксплуатацию — июль 2023 год.
Фото Евгения Лебедя