В режиме ожидания
Опустела дорожка у банка и строящегося торгового центра, где продавали одежду, очки и кофе со сладостями. Ни души и на пешеходной дорожке от «Евросети» до отеля «Семашко» — здесь на асфальте раскладывали овощи и прочие продукты. Та же картина и возле «Зелёного мира». Если раньше бабушки с сумками сидели и ждали, пока патруль уйдёт, то теперь их вовсе не видно.
— От этих догонялок все устали, — говорит одна из торговок, стоявшая напротив «ЛОДЭ». — Пока мы ждём, когда всё это закончится, а дальше посмотрим. Место тут проходное, покупателей всегда много, просто так никто не уйдёт: у нас товар, его нельзя выбросить.
По словам другой женщины, которая продавала овощи со своего участка возле «Зелёного мира», многие её «коллеги по бизнесу» в выходные дни уходят на мини-рынок на Антонова, где есть прилавки для торговли сельхозпродукцией.
— А что делать? Торговать всё равно нужно, а тут гоняют. Я там стояла пару раз — заработать можно, но меньше. Здесь покупают лучше — проходимость лучше. Ну, побегаешь от проверок, а потом за час серьёзную кассу соберёшь, — говорит Мария.
На рынках заметили ажиотаж
Места, которые обычно занимают торговцы с земли, патрулируют два милиционера. Такой метод борьбы не нов — в 2017 году территорию так же контролировали сотрудники Департамента охраны, однако, когда договор с милицией закончился, торговцы вернулись. Тогда за поддержание порядка платили Центральный рынок и мини-рынки, сейчас подключились расположенные рядом организации.
— Когда милиция стала патрулировать постоянно, наши ряды на Антонова начали жить — яблоку негде упасть. На выходных был настоящий ажиотаж: за один день мы зафиксировали 133 обилечивания, притом что рынок рассчитан на 113 мест, — говорит заведующий мини-рынками ЗАО «ГродноТоргСервис» Василий Луцаев.
В администрации сравнили, сколько посетителей ходило на рынок до контроля милиции и после. Оказалось, что без патрулирования в воскресенье за прилавками находилось 80 продавцов, с появлением наряда — 131. По мнению Василия Луцаева, именно привлечение милиции способно навсегда покончить с проблемой нелегалов.
— Мы предупреждали торговцев, что начнутся рейды. Предлагали приходить к нам. Мы всегда рады тем, кто хочет торговать культурно. И были те, кто заключил договора, — добавил Луцаев.
Следить за «стихийщиками» будут и в налоговой. Особое внимание уделят тем, кто на улицах Антонова и Полиграфистов торгует новыми товарами.
— Такие граждане совершают минимум два нарушения: продают товар, не бывший в употреблении, и торгуют там, где это запрещено, — отметили в ИМНС по Октябрьскому району Гродно.
Справка «ВГ»
За 2018 год суд Октябрьского района рассмотрел 39 административных материалов, касающихся несанкционированной торговли. 60 гродненцам без регистрации в качестве ИП было начислен единый налог на общую сумму 4,5 тысячи рублей. Только за первое полугодие 2019-го по Октябрьскому району было составлено 36 протоколов за несанкционированную торговлю, штраф — от 1 до 3 базовых.
В тему
Арендовать место на специальных «овощных» рядах мини-рынка на улице Антонова стоит 1,64 рубля, полместа — 71 копейка. Для инвалидов и пенсионеров действует скидка: место — 0,82 рубля, полместа — 35 копеек. Есть места и для торговли вещами б/у и промтоварами, а также 30 мест на рядах возле типографии для ремесленников.
Что гродненцы думают о торговле с земли
Нужно ли бороться со стихийной торговлей и, если да, какими способами, спросили мы у горожан.
Адарья, студентка, 19 лет:
— Безусловно, нужно бороться. Я часто езжу домой через автовокзал, и вид тех, кто с земли продаёт одежду, продукты, другие товары, приводит меня в ужас. Это же центр города, тысячи людей проходят мимо! Я учусь на переводчика, и мне будет трудно на английском объяснить туристу, кто эти люди. Наверно, скажу, что те, кому не хватило места (смеётся). На мой взгляд, нужно существенно повысить штрафы. Они испугаются и десять раз подумают перед тем, как торговать.
Алексей, 28 лет, военный:
— Я не считаю, что вопрос стоит в плоскости «разрешить или запретить». Если кто-то выходит в жару или в морозы на улицу заработать несчастный рубль, значит, у него на то есть серьёзные причины. Может, надо на рынках сделать такие цены, чтобы люди покупали больше там? Тогда «нелегалы» поймут, что надо переходить на рынки.
Иван, 43 года, электрик:
— Как говорят, спрос рождает предложение. Если «нецивилизованная» торговля есть, значит, есть и покупатели. Я иногда покупаю на улице овощи и фрукты. В магазинах цены почти такие же. Думаю, надо серьёзно бороться с «перекупами», которые закупаются на оптовых рынках, а потом перепродают втридорога. На бабушку, которая с дачи привезла три кило яблок, зачем охотиться?
Степанида, 59 лет, сторож:
— Их нужно оставить в покое. Эти бабушки и дедушки хотят копейку лишнюю к пенсии заработать, дайте же им такую возможность. Это тоже люди, они не сунутся на рынок, потому что конкурировать с торгашами просто не могут. Ну, стоят, продают, и что с того? Проблем в городе, что ли, больше нет?