Как показали результаты проверки, ответственные должностные лица Зельвенского райисполкома не контролировали работу подведомственных отделу образования учреждений, своевременно не пресекали нарушения законодательства, которые могли повлечь негативные последствия, включая вред жизни и здоровью детей.
Органы государственного санитарного надзора также не контролировали должным образом выполнение санитарных норм и правил в оздоровительных организациях для детей.
По решению Зельвенского райисполкома «Об организации оздоровления детей в летний период 2019 года», в течение июня-августа в районе должны работать палаточные туристические передвижные лагеря с круглосуточным пребыванием для оздоровления 120 детей. Однако в эти месяцы такие девятидневные лагеря не функционировали, и детей не направляли на оздоровление. Документы об их открытии вовсе отсутствовали. Школьников туда зачисляли формально.
Работники прокуратуры установили, что в некоторых случаях детей доставляли к месту «отдыха» бесконтрольно: на различных видах транспорта и с привлечением частных лиц. При этом ответственные сотрудники органов и учреждений образования игнорировали требования безопасности: допускали пребывание детей по месту жительства посторонних лиц и в ночных поездах.
При организации питания детей не были соблюдены санитарные нормы и правила, в том числе при закупке пищевых продуктов и приготовлении пищи. Обнаружены нарушения и самого режима питания.
Из республиканского бюджета на удешевление стоимости путевок получено около 9 тыс. рублей, часть из которых из-за несоблюдения законодательства при открытии и функционировании лагерей израсходована необоснованно. Отдел образования райисполкома не утверждал сметы оздоровительных лагерей. Согласно представленным ведомостям деньги на питание выдавались зачисленным в них детям. На самом же деле наличные средства, которые получили руководители лагерей в отделе образования, использовали для приобретения продуктов питания, оплаты проезда, экскурсий и хозяйственных нужд.
Аналогичные нарушения установлены и в деятельности лагерей труда и отдыха. Например, с 3 по 26 июня на базе ГУО «Голынковская средняя школа» должен был работать лагерь труда и отдыха в составе 13 человек. Труд несовершеннолетних планировали организовать в КСУП «Голынка».
Однако по указанию отдела образования райисполкома лагерь труда и отдыха организовали на базе самой школы – директор учреждения образования оформил 13 учащихся по трудовым договорам в качестве подсобных рабочих. Их труд оплачивали из внебюджетных средств по формуле: 600 рублей на всех. Как выяснили прокуроры, созданная в отделе образования рабочая группа для мониторинга функционирования лагерей бездействовала.
По результатам проверки прокуратура Гродненской области внесла представления, в которых наряду с другими вопросами потребовала привлечь к дисциплинарной ответственности должностных и иных лиц, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей нарушили законодательство, права детей и государственные интересы. Кроме этого, лица должны возместить государственные средства, направленные на удешевление стоимости путевок в девятидневные оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием по тем направлениям, которые фактически не функционировали.