Бордюрщики заняли рыбные» места — авто- и железнодорожный вокзалы — и не пускают туда других перевозчиков. А в случае чего блокируют выезд со стоянки и грозятся Транспортной инспекцией.
Несколько недель назад на стоянке возле автовокзала произошёл инцидент. Андрей подвёз клиентку и стал дожидаться следующего заказа. Спустя некоторое время подъехала маршрутка, стали выходить пассажиры.
— Таксисты побежали к ним и начали распределять клиентов по автомобилям. Одна из пассажирок обошла все машины, подошла ко мне и спросила, свободен ли я. Ответил, что да, вышел, чтобы загрузить чемодан в багажник. Меня обступили несколько таксистов и стали говорить, что это их территория, есть очередь и, мол, я вообще не имею права тут таксовать. В общем, полный беспредел! — возмутился Андрей.
Молодой человек в такси всего две недели, говорит, для него это лишь подработка, чтобы прокормить семью. Он и раньше слышал, как конкуренты воюют между собой, но не думал, что сам окажется в такой ситуации.
— Один из таксистов заблокировал мне выезд. Я вызвал милицию, а те — ГАИ и Транспортную инспекцию — собрались все, — продолжает Андрей.
Конфликт удалось погасить, никто никаких заявлений не писал. Андрей отвёз женщину на железнодорожный вокзал, но денег брать не стал. Тем не менее сотрудники Транспортной инспекции ему выписали штраф: в машине не было таксометра. По закону, если его нет, водитель не может брать пассажира «от бордюра» — только через приложение. К тому же автомобиль не был оформлен по правилам. В сумме штраф потянул на 2,5 базовой, или 63,75 рубля.
Между тем такие конфликты в городе случаются часто. Мы попытались разобраться, почему.
В ГОКТУП «Оператор пассажирских перевозок» (это предприятие координирует деятельность диспетчеров такси и перевозчиков) отмечают, что в последнее время рынок услуг такси перенасыщен. Сказать точно, сколько в городе зарегистрировано диспетчерских пунктов, ИП и служб такси ни они, ни в Транспортной инспекции не могут.
Дело в том, что по Декрету № 7, основные положения которого вступили в силу в феврале прошлого года, чтобы стать водителем такси, достаточно зарегистрироваться в качестве субъекта хозяйствования и написать заявление в горисполком. Никакой лицензии не надо, жёлтые регистрационные номера на автомобиле тоже необязательны. Даже таксометры, если сервис работает через приложение, не нужны. Выходит, подал заявление сегодня — завтра уже можешь таксовать.
— Раньше каждому хватало на кусок хлеба, а сейчас идёт борьба за клиента. В России, например, этот вопрос решили: каждый таксист получает специальное разрешение, по которому может ездить только в конкретном округе. У нас такого пока нет, — объясняет начальник отдела организации перевозок ГОКТУП «Оператор пассажирских перевозок» Вадим Васильев.
Ещё один больной вопрос — тарифы. В последнее время такси, которое несколько лет назад считалось элитным транспортом, по карману даже студенту. Недавно на гродненский рынок пришли два крупных российских игрока — «Максим» (хотя он до сих пор официально не зарегистрирован в Беларуси) и «Яндекс.Такси». Оба сервиса работают через мобильное приложение и считаются в городе самыми дешёвыми. Это вынудило гродненских перевозчиков снизить цены. Сравним: поездка в «Максим» стоит от 1 рубля, в «Яндекс.Такси» — 2,60 рубля до 4 километров, каждый последующий — 60 копеек. У гродненских перевозчиков в основном до 4–5 километров — 3 рубля, каждый последующий — 60–70
копеек.
Даже при таких тарифах не все хотят работать легально и перемещаются на бордюры в самые «рыбные» места. По словам легальных перевозчиков, цены у «пиратов» — космос: от 10–15 рублей только за посадку. Находятся пассажиры, особенно иностранные туристы или иногородние, которые реальных цен не знают и легко попадаются на удочку.
— Мы с этим сделать ничего не можем. Тарифы в такси законом не регулируются, так как эти услуги не являются социально значимыми. Перевозчик вправе устанавливать любую цену, — поясняет Вадим Васильев.
В Транспортной инспекции, которая, по сути, должна контролировать деятельность таксистов, говорят, что не могут повлиять на ситуацию. Перевозчики находят новые пути, как обойти закон. Например, некоторые службы такси выдают себя за фирмы по аренде авто с водителем, только на практике договоры аренды между водителем и пассажиром не заключаются. Найти управу на таких предприимчивых таксистов сложно, особенно теперь, когда упростился порядок проведения проверок.
— Раньше с налоговой мы проводили контрольные закупки, выявляли нарушения, фиксировали, направляли материалы в суд. По решению суда у таксиста могли конфисковать автомобиль. Сейчас можем проводить лишь мероприятия технического характера и контролировать соблюдение СТБ и безопасность дорожного движения, например проверить техосмотр, — комментирует начальник филиала Транспортной инспекции РБ по Гродненской области Николай Тишко.
Самое главное — внешний вид автомобиля такси. На нём должны быть плафон, опознавательные знаки, в салоне на видном месте — тарифы и визитная карточка с информацией о водителе, кассовый аппарат, совмещённый с таксометром и оснащённый СКНО. Он не нужен, когда перевозчик действует по приложению через информационный сервис, зарегистрированный в Беларуси. Расчёт за поездку в таком случае производится безналичным путём.
Кроме того, у легального таксиста должны быть водительское удостоверение не менее двух лет либо стаж работы в организациях по перевозкам не менее года. Таксовать можно с двадцати лет. Водитель должен быть зарегистрирован как ИП либо официально трудоустроен в службе такси.
В Транспортной инспекции советуют, чтобы не переплатить, вызывать машину по телефону или через мобильное приложение.
В конце прошлого года в Гродно было зарегистрировано 17 диспетчерских пунктов, 157 индивидуальных предпринимателей и 36 служб такси.
По данным филиала Транспортной инспекции по Гродненской области, за семь месяцев этого года проверено 219 автомобилей такси, выявлено 525 нарушений. Больше всего из них (346) касались внешнего и внутреннего оформления машины, у 61 водителя не было необходимых документов, 33 таксиста работали без таксометра или с выключенным таксометром, 20 автомобилей были без техосмотра, 8 имели технические неисправности. По итогам проверки составлено 120 актов, выдано 111 предписаний. К административной ответственности привлекли 91 водителя. Общая сумма штрафов — более 7000 рублей.