В редакцию обратилась девушка, которая столкнулась с проблемой при покупке в интернет-магазине. Отсылку вещи долго откладывали, а когда она пришла, качество не устроило. Вернуть деньги за товар продавец отказался. Какие права в таких случаях есть у потребителей и как не попасться на удочку недобросовестных продавцов, узнавала журналистка «Вечёрки».
В начале мая наша читательница наткнулась в соцсетях на рекламу столичного интернет-магазина, который продаёт женские пижамы. Ей понравился комплект из топа и шортов собственного производства, сшитый из качественного атласного шёлка. Молодёжные принты: супергерои, зверюшки, провокационные фразочки, подкреплённые яркими фотографиями, — сделали своё дело.
— Я моментально влюбилась в пижамку. Она стоила 50 рублей, но я сделала заказ и даже выслала точные параметры фигуры, чтобы не прогадать с размером. Сообщили, что будет идти от трёх до пяти дней, — рассказывает девушка.
Товар пообещали выслать после майских праздников, когда начнёт работать почта. Ждать вестей пришлось десять дней, потом пижаму пообещали выслать ещё через четыре дня, а по истечении срока сказали, что отправят сегодня-завтра.
— Ещё через три дня мне написали, что посылку на почту давно отдали, но её не отправили, потому что я не указала свои имя и фамилию. На моё справедливое замечание о том, что они ежедневно отправляют посылки и должны знать, какие данные у меня взять, крайней оказалась почта.
Пижама пришла в Гродно спустя двадцать один день после заказа, но клиентку ждало разочарование.
— Цвет шортиков выцветший. Обещали лёгкий атласный шёлк, а ткань плотная. Швы из-за этого получились грубые и впивались в кожу, поэтому шорты, которые должны быть с завышенной талией, можно носить только на бёдрах. Резинка пережимает и оставляет следы. Шлейки на топе двигала минут двадцать, но так и не поняла, как сделать, чтобы выглядело нормально. Потом оказалось, что и спать в ней невозможно, — огорчилась девушка.
Она почувствовала себя обманутой и написала продавцу о недостатках, попросила забрать товар и вернуть деньги. Но ей ответили, что размер подходит и дефектов нет, значит, вещь возврату не подлежит!
После отзыва, который девушка опубликовала на своей странице в «Инстаграме», её заблокировали и связь прервалась.
Под видом покупателя мы связались с магазином. На вопрос, можно ли вернуть пижаму, если она не подойдёт, стали уверять, что случаев возврата не было, но, если что, вернуть можно по почте. Однако почему отказали нашей подписчице? Выяснилось, что с ней якобы работал другой индивидуальный предприниматель — в конце июля аккаунт вместе с контактами поставщика был продан другому ИП.
— Страница несколько месяцев была неактивна, но раскручена, поэтому я и купил её. Договаривался через директ, а данные мне передали при встрече, поэтому контактов не осталось, — говорит Сергей, который представился новым владельцем аккаунта. — Продавцу возврат одной пижамы погоды не сделает. Рано или поздно её купил бы кто-то другой, поэтому я не понимаю, почему не приняли возврат.
Ситуацию прокомментировала председатель общественного объединения «Гродненский центр прав потребителей» Жанна Гостяева.
— Пижама — это трикотажное изделие, относящее к домашним изделиям второго слоя, как, например, жилеты, юбки с запахом, туники, и подлежит обмену и возврату. При этом неважно, есть у неё дефекты или нет. Причиной возврата может быть даже неподходящий размер, расцветка не к лицу или просто неудобство, — говорит специалист, ссылаясь на статью 28 Закона «О защите прав потребителей». — Покупательница была вправе в течение 14 дней потребовать вернуть деньги и возвратить товар.
По закону, нужно направить письменную претензию на юридический адрес продавца с просьбой обменять или вернуть деньги за товар. По словам Жанны Гостяевой, претензией считается даже сообщение в соцсети, если сделка состоялась там. Важно, чтобы переписка содержала оборот «прошу расторгнуть договор», чтобы в случае отказа продавца от обмена или возврата, сообщение было принято судом как письменная претензия.
Если товар некачественный, то сначала продавец должен в течение семи дней вернуть деньги и только тогда стоит отправить товар. Если товар без дефектов, то сначала покупатель должен высылать вещь и потом ему вернут деньги.
— Важно, чтобы товар был без признаков употребления (примерка не считается). Случается и так, что продавец может получить вещь и намеренно её испортить, чтобы не возвращать деньги, поэтому мы советуем перед отправкой снять вещи на видео, — предупреждает Жанна Гостяева.
Но если продавец отказался обменять товар или вернуть за него деньги, нужно обратиться в общество защиты прав потребителей или в милицию.
Часто заказ отправляют наложенным платежом. Однако вернуть индивидуальному предпринимателю вещь таким же образом не получится. Можно лишь отправить обычной посылкой или мелким пакетом, что не даёт гарантий возврата денег. С другой стороны, если у покупателя есть данные продавца, обманывать клиента себе дороже. Остаётся надеяться лишь на его законопослушность.
— Предприниматели могут заключить с почтой договор на оказание услуг, чтобы сделать процесс возврата проще. Мы предоставляем курьера, который приносит вещь домой, в его присутствии её распаковывают, примеряют и возвращают, если она не подошла, — рассказывает инженер отдела эксплуатации почтовой связи и распространения печати Гродненского филиала РУП «Белпочта» Марина Якута. — Тогда адресату не придётся предварительно оплачивать товар и решать вопросы с возвратом денег. Так делают крупные организации.
Перед покупкой в интернете обратите внимание, если ли на сайте или в профиле данные об организации: УНП и юридический адрес. Если нет, то попросите предоставить. Наличие этих данных поможет правоохранительным органам быстрее найти фирму и привлечь её к ответственности.
Помните, что эти правила применимы только к организациям, которые зарегистрированы на территории Беларуси. Стоит быть осторожным, покупая что-то в иностранных магазинах и на сайтах — привлечь их к ответственности практически невозможно.
Если продавец указывает на сайте или в переписке, что товар возврату и обмену не подлежит, проверьте, так ли это, обратившись к перечню в Законе о защите прав потребителей. Если товар указан в нём как подлежащий возврату, то предупреждения продавца не имеют юридической силы.