X

Родина больших чиновников, рекордное количество буслов и дикое озеро в пуще — путешествие «ВГ» в уникальный Кореличский район

Кореличский район — один из самых удалённых от Гродно. Корреспонденты «ВГ» заезжали сюда нечасто. Мы решили устранить этот пробел и узнали, что здесь можно посмотреть.

Кореличский район — один из самых маленьких в Гродненской области: он третий по площади и четвёртый по численности населения. Занимает около 1100 гектаров. Здесь живёт 21 500 человек. Впервые в летописях Кореличи упоминаются в 1395 году. В Кореличском районе находится 13 агрогородков.

В этих местах родились выдающийся геолог Игнатий Домейко, третий президент Израиля Залман Шазар, известный учёный Борис Кит и многие другие.

На территории района расположен дворцово-замковый комплекс XVI века Мир, внесённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году.

Неман

Лён отправляют в Китай

Единственное в райцентре предприятие — ОАО «Кореличи-Лён» — переживает сейчас не лучшие времена. Пять лет назад открыли новый цех, мощность производства увеличились вдвое, но чтобы полностью загрузить завод, не хватает сырья.

— Нам надо не меньше 12 тысяч льнотресты, чтобы мы могли чувствовать себя свободнее — 15–16 тысяч. За последние два года заготовили не более 5,5 тысячи, — говорит начальник участка по заготовкам и производству льноволокна ОАО «Кореличи-Лён» Лилия Чечётко. — Наше предприятие на 50 процентов зависит от погоды. В прошлом году стояла засуха, лён просто сгорел. Если в колхозе не уродила картошка, зато выросла свёкла, то у нас только одна культура.

Предприятие засевает под лён 3150 гектаров. При хороших условиях можно получать около 600 тонн длинного и примерно 1300 короткого льноволокна в год. Продукцию по госзаказу поставляют на Оршанский льнокомбинат и ОАО «Гронитекс», излишки — на экспорт в Китай.

— Лён даже в советские времена не был рентабелен. Мы всегда были на господдержке. Единственное, тогда больше экспортировали — в Чехию, Бельгию, Францию, Польшу. Сейчас всё льноволокно идёт на внутренний рынок, — объясняет Лилия Ивановна. — Наша основная продукция — длинное льноволокно, из которого потом делают ткани. Короткое считается побочным продуктом, его используют для изготовления грубых тканей. У нас такого производства нет, но в Китае уже год практикуют.

На предприятии работает около 250 человек. Трудятся в три смены, при необходимости — в выходные. Средняя зарплата — около 600 рублей.

— Где найти работу в Кореличах? Только у нас. Многие приезжают из деревень. Мы отчасти потому и остались, чтобы людям было куда трудоустроиться, — говорит Лилия Ивановна.

К слову, за последние несколько лет в льняной отрасли прошла оптимизация. В нашей области из шести заводов осталось только два. Второй находится в Дятловском районе.

Родина больших чиновников

Удивительно, но в Кореличском районе родилось немало чиновников, которые сейчас занимают ведущие посты в стране. Это министр иностранных дел Владимир Макей, министр лесного хозяйства Виталий Дрожжа. Мы побывали в деревне Долгиново, на малой родине председателя Государственного таможенного комитета Юрия Сенько. Его дом находится на краю одной из улиц. Аккуратный деревенский домик утопает в зелени винограда. Много цветов и ухоженный огород. Баба Люда, 90-летняя соседка, рассказывает, что Юрий с сестрой и мамой приезжают сюда каждые выходные.

Related Post

— Ён харошы хлопец, добра да ўсіх адносіцца, шмат працуе, не выдае, хто ён. Не начальнік, а радавы, які не забываецца сваёй хаты, — улыбается бабушка.

Сначала семья Сенько жила в Воронче, но затем отца Юрия перевели в колхоз в Долгиново на работу зоотехником.

Буслы разлетелись по всему миру

В деревне Малюшичи количество деревянных аистов на квадратный метр — самое высокое в мире. Ремесленник Александр Новицкий уже четыре года вырезает из ясеня или осины национальный символ Беларуси. За это время сделал больше пяти тысяч фигурок. Только во дворе у него насчитали восемь птиц, неподвижно сидящих на беседке и сарае.

В мастерской же количество «буслов» идёт на тысячи. Здесь он хранит заготовки, делает гнёзда, резьбу красит и оставляет высыхать. Потом продаёт на ярмарках и фестивалях. Признаётся, что туристы активно покупают его поделки, но разбогатеть на своём увлечении он не стремится.

— Мои буслы разлетелись по всему миру, только в Антарктиде, наверное, нет, — смеётся мастер. — Я работаю охранником. Времени много, вот нашёл себе занятие.

Во дворе у ремесленника помимо резных птиц много интересного: герб БССР и бюст Ленина. Александр вспоминает, что купил его у рабочих за две бутылки водки, когда те везли Ильича на свалку.

Дикое озеро в пуще

У каждого района — своя жемчужина природы. В Кореличах это озеро Кромань, спрятанное в дремучих лесах Налибокской пущи. И пусть географически оно находится на территории Минской области (всего 400 метров от границы с Кореличским районом), сюда за душевным покоем и тишиной приезжают как местные, так и туристы из больших городов.

На первый взгляд Кромань похожа на Свитязь — круглое зеркало, постепенная глубина от берега, но здесь «реже» ступает нога человека. Свитязь находится вдоль трассы Барановичи — Новогрудок, добраться до Кромани можно только по гравийке. Но, чтобы увидеть живописное озеро, стоит проехать десять километров по такой дороге. Здесь можно рыбачить, ставить палатки (20 рублей в день), снимать небольшие летние домики (от 40 до 280 рублей за сутки в зависимости от размера жилья и количества гостей). Можно приехать на пляж, искупаться в кристальной воде, взять лодку (10 рублей в час) или катамаран.

Наталья КОРНЕЕВА, Евгений ЛЕБЕДЬ