Единственный отель — за 15 км от города
Первый вариант, который приходит в голову, — оставить ключи соседям или подруге, которая живёт неподалёку и сможет навещать питомца. Но такая мысль тут же улетучилась, так как не хочется обременять кого-то своими заботами. Бабушки или дедушки — в деревне, дачи у меня нет. Обратилась в гродненское общественное объединение защиты животных «Преданное сердце», но там таких услуг не оказывают.
Решила воспользоваться интернетом. По запросу «гостиница для домашних животных в Гродно» в первой же строчке появляется ссылка на группу во «ВКонтакте». Связываюсь через соцсети с хозяином и договариваюсь о встрече.
— Только это за городом, в пятнадцати километрах, — предупреждает он.
Единственная в городе и Гродненском районе гостиница для животных находится в деревне Путно. Домик гродненец Павел Свирбутович, ветеринар по образованию и кинолог, купил семь лет назад. Найти необычный отель оказалось несложно, несмотря на то что он спрятан в тени деревьев.
Живут по парам и поодиночке
В гостинице 18 кабинетов для ночлежки, 14 уличных и 5 крытых выгулов для собак. Обычно здесь обитает до 40 постояльцев. Большинство — собаки разных пород, от декоративных пекинесов до сильных и свободолюбивых среднеазиатских овчарок. Питомцы распределены по вольерам — одно- или трёхместным.
— Между собой собаки ладят по-разному. Слепой пёсик, которого волонтёры нашли на улице и попросили поселить сюда, живёт один. И сенбернар Вилли тоже один: если решит на вас броситься, не уверен, что смогу среагировать, — предостерегает Павел и бесстрашно заходит в клетку к огромному лохматому зверю.
Одно время, говорит Павел, сажал двух кобелей вместе, но потом понял, что этого делать не стоит — сцепятся. Лидерство и подчинение у собак устанавливаются через драку. Таковые в гостинице бывали, но, к счастью, обошлось без последствий. Сейчас установлена жёсткая дисциплина: могут разве что слегка огрызнуться друг на друга.
Среди постояльцев есть и постоянные клиенты. Полуовчарки Лира и Масяня сюда ездят уже много лет, первое время их оставляли только на Новый год. Чтобы хаски по кличке Айк дома не скучал, хозяева привозят его перед работой, а вечером забирают. Павел признаётся, что помнит только клички постоянных клиентов, новых животных — записывает.
Лечить раны — обычное явление
По словам нашего собеседника, без травм не обходится.
— Материться и лечить раны на себе — обычное явление. Понятие «осторожность» собакам не присуще, поэтому к лёгким травмам надо быть готовым. Недавно цапнула собачка. — Павел показывает искалеченную руку. — Однажды привезли среднеазиатскую овчарку. Смотришь, вроде добрый пёс, но если решит накинуться, ничего сделать не сможешь.
прошлом году, рассказывает кинолог, доставили азиата весом 80 килограммов. Из соображений безопасности поводок с него не снимали. Во время выгула он случайно защемил в нём лапу. Воет, а ближе, чем на метр подойти не даёт. Освобождение представляло собой целую спецоперацию.
— Азиат, который порыкивает, в следующую секунду может схватить, — поясняет Павел.
Самые непослушные постояльцы — хаски. Однажды хозяин привёз в гостиницу собаку и пустил её погулять. Она увязалась за конём и гнала его до следующей деревни.
Павел — большой любитель собак. Сколько их у него, сказать точно не может, говорит, с полтора десятка наберётся. Часть животных — в Путно, остальные дома, в Южном посёлке в Гродно.
Безопасное место для кота — обувь или постель
Кошек и котов в гостинице значительно меньше, они даже незаметны. У них отдельные «хоромы» — кабинеты по 1,5 метра с двумя деревянными полками, наполовину забитыми досками.
— Коты первое время любят прятаться. Они плохо адаптируются, им нужно 3–5 дней. Главное — кота посадить и дать укрытие, где будет темно. Он всё-таки ночной охотник, реагирует на любое изменение территории, — объясняет собеседник. — Например, дали ключи соседке, чтобы она присмотрела за питомцем на время отпуска, а он раз — и сменил туалет. И выбирает, как правило, самое безопасное место. Для кота это то, где ярче всего выражен запах пота, — постель и обувь.
Съедают пять 40-литровых бидонов каши в день
Гостиница для животных стоит на краю деревни. С одной стороны — колхозное поле, с другой живёт старушка. Три дома напротив уже несколько лет пустуют. Но, несмотря на то что жаловаться на лай собак особо некому, в отеле тишина и относительное спокойствие.
— Воспитание тишины — это уже рефлекс. Успокоить можно командным голосом. Если надо, применяю механическое воздействие. Собаке нельзя давать выть, скулить, лаять — это истерика, — говорит Павел. — Некоторые хозяева просят, чтобы отучил лаять их питомцев, потому что соседи жалуются и вызывают милицию.
Жёсткого распорядка дня у животных нет. Встают, как светает. Летом это обычно около четырёх часов утра. Едят два раза в день: на завтрак и ужин — овсяная или ячневая каша с мясом. В день на всю ораву уходит пять 40-литровых бидонов. Корм покупается в колхозе, там же берётся солома для подстилки, поэтому нет сильного неприятного запаха.
— Телевизора у нас нет, он и не нужен, — смеётся Павел. — Главное — дать собаке компанию. Ей много пространства не надо, нужен игривый партнёр. Она и на пяти метрах набегается, было бы с кем. Если вымазываются — помоем, есть вода в колодце.
В планах Павла — открыть гостиницу для животных в Гродно. Когда и где она появится, предприниматель пока держит в секрете.