Кто есть кто
Этот известный род тесно связан со Щучином. Дворец Друцких-Любецких, который является главной достопримечательностью белорусского райцентра строил дед княгини Эльжбеты Владислав. Он был внуком министра финансов польского королевства Франтишка Ксаверия Друцкого-Любецкого — того самого, который создал проект Августовского канала.
После 1939 года семья Друцких-Любецких выехала в Варшаву. Там, родилась княгиня в 1943 году. С собой они не успели забрать архивы. Княгиня вспоминает, что в семье редко разговаривали по поводу эмиграции.
— В этот момент они почувствовали, что их народ просто перестаёт существовать, — сокрушается гостья.
Занимается общественной деятельностью
Из Варшавы в 1945 году семья бежала от войны. Эльжбета говорит, что свой второй День рождения она встречала в поезде. Сначала они были в Германии, потом во Франции и наконец, в Бельгии. Там княгиня нашла мужа, родила четверых детей. Сейчас живёт в Брюсселе и занимается общественной деятельностью, которое нацелено на защиту жизни и запрет абортов.
К слову, еще в 18 веке семья купила замок. Его вернули роду Друцких-Любецких, но пока они не знают, что с ним делать.
Близкий сердцу белорусский язык
Эльжбета впервые приехала в Беларусь и удивилась языку:
— Гродно произвёл на меня впечатление. Здесь говорят на интересном языке: белорусский — это не русский и не польский, но очень интересный и близкий моему сердцу. Я хочу чувствовать здесь себя как дома, но не ощущаю этого в полной мере.
В Гродно она посетила имение Станиславово, где жил её дед Владислав, а также побывала в Понемуни, которая также принадлежала Друцким-Любецким. Оказывается, предки были владельцами многих имений.
У Эльжбеты было четыре сестры, и при жизни они интересовались историей рода. Но сейчас княгиня вместе с дочкой пытается найти информацию о предках. Она единственная, кто сохранила фамилию своего рода, потому что для неё это важно.
Перед поездкой в Щучин журналисты поинтересовались у Эльжбеты, с какими чувствами она едет туда.
— Надеюсь, для меня это будет сюрприз, потому что про этот город и дворец мы узнали лет двадцать назад, — ответила княгиня.
Бог. Честь. Отчизна
По такому принципу жил отец Эльжбеты. Она вспоминает, что он молился перед крестом каждый вечер. Такого жизненного девиза придерживается и сама княгиня:
— К сожалению, сейчас многие народы убрали бога из своего сердца. Например, в Брюсселе есть больница святого Лукаша, но в палатах нет ни одного креста.
Эльжбета призналась, что в её планах написать книгу о своём роде, поэтому она собирает информацию о Друцких-Любецких, ищет книги и просит поделиться информацией, если у кого-то есть данные о её аристократическом роде. У нее уже есть 200 страниц и несколько десятков фотографий.