X

«Одна из причин заболеваний у детей — стресс»: детский врач о прививках и бабочках

Зачем делать прививки детям, можно ли избежать очередей в поликлинике, что больше всего беспокоит детских врачей в последнее время, рассказала заведующая педиатрическим отделением № 2 ГУЗ «Городская поликлиника № 7» Людмила КИЖУК.

Причина большинства болезней — стресс

Людмила Кижук в медицине больше 30 лет, из них 27 — заведующая детским отделением: сначала третьим педиатрическим поликлиники № 2 на улице Пестрака, теперь заведует педиатрическим отделением № 2 в новой поликлинике на улице Химиков.

По её словам, в последнее время наиболее распространённые детские заболевания — ухудшение зрения, гинекологические, но больше всего настораживает рост психических расстройств у детей и детская онкология.

— Растёт инвалидность по психическим заболеваниям. И сколько литературы ни читай, сказать однозначно, почему так, нельзя. Одни связывают со стрессами, другие — с прививками. Прививки делали и не знали, что такое корь. У нас прививалось почти 95 % населения. А сейчас много отказов. Но ведь прививки придуманы от тех болезней, которые практически неизлечимы.

Теперь, по словам Людмилы Кижук, вакцин больше: помимо привычных прививок от коклюша, дифтерии, столбняка, вирусного гепатита В, появились против гемофильной инфекции и против пневмонии, менингита.

— Сегодня одна из причин заболеваний у детей — стресс, неблагополучие в семье. В этом году у нас девочка 2008 года рождения заболела диабетом. Всё было хорошо, а потом оказалось, что между родителями какие-то ссоры были. Ребёнок, может, переживал. Настораживает детская онкология — выстреливает из ниоткуда. Ребёнок ходил в школу, заболел: сначала простуда, потом пневмония. Направили в больницу, сделали снимки, взяли кровь, а у него уже четвёртая стадия…

Людмила Александровна советует родителям не заниматься самолечением, только если нет угрозы состоянию ребёнка:

— Если самочувствие ребёнка сильно не страдает, температура не повышается, горло чуть поболело, можно попить травки. По первому насморку не нужно бежать к врачу. Но если заметили что-то необычное, ребёнок не такой, как всегда в болезни, стоит обратиться к врачу. Особенно это касается детей до трёх лет. Несколько лет назад никто и подумать не мог, что от менингококковой инфекции ребёнок может умереть. А такой случай произошёл. Многие считают, вот раз прочитал в интернете, значит правда. Но работаешь тридцать лет и сомневаешься. Иногда и на старуху бывает проруха.

Сами дети перестали стесняться лишнего веса

Людмила Кижук отмечает, что в последнее время остро стала проблема с лишним весом у детей. Для них это стало нормой жизни.

— У детей мало физической активности, вся подготовка к урокам требует сидения, много играют в компьютерные игры. Нужно больше двигаться, гулять, проветривать помещение, проводить влажную уборку. Чем меньше продуктов мы едим из упаковок, тем лучше для нашего здоровья. Испеките лучше печенье. А ещё лучше: съешьте одно-два яблока в день и не нужно будет обращаться к врачам. Весь иммунитет — это живот.

Кстати, сейчас, чтобы не создавались очереди, в педиатрическом отделении ввели талонную систему. За три часа каждый врач принимает до 20 человек — это больше, чем по нормативу, но, к примеру, справку оформить может и медсестра.

— Конечно, очереди неизбежны в сезон повышенной заболеваемости ОРИ, когда нужны справки в лагеря, на поступление, в детский сад. Если проходить врачей в месяц рождения ребёнка, очередей не будет. Заключение специалиста годно в течение года. Сейчас у нас другая проблема — нет хирурга, всех специалистов по одному — так положено по штатному расписанию.

Мечтала о терапии, а стала педиатром

Людмила Кижук родилась в семье медиков: её мама — врач-терапевт, отец был ветеринаром. Она всегда хотела быть терапевтом. Но мечте не суждено было сбыться.

— Я первый год не поступила, не хватило одного балла. Мне предложили перекинуть документы на педиатрический факультет, но я отказалась. Через год поступила на лечебный, отучилась — и на этом моя карьера врача-терапевта закончилась. Я была замужем, родился сын. Муж учился в Минске, а мне нужно было дежурить ночи во второй городской больнице. Маленького Илью не с кем было оставлять, и меня направили во вторую детскую поликлинику, — рассказывает собеседница.

Related Post

Правда, поработать там пришлось недолго: родилась дочка Катя. После декретного Людмила Александровна вернулась уже в шестую детскую поликлинику, а через полгода Людмиле Кижук предложили должность заведующей.

Тогда отделение обслуживало больше 8000 детей, сейчас в поликлинике № 7 за её отделением закреплено чуть больше 7000 — все дети с улиц Кабяка, Вишневецкой, Химиков, Сол, Вишневца, частично Южной.

Читает Чехова и Цвейга

Своим самым большим талантом Людмила Александровна называет пение.

— У нас очень поющая родня, — говорит она и вспоминает, как на прослушивании выводила «Во поле берёзонька стояла». — Мы с мамой любим петь. Перевезли даже в Гродно инструмент.

Играла на фортепиано и на тромбоне. Свой собственный музыкальный инструмент у Людмилы Александровны появился позже, до этого, чтобы подготовиться к уроку, приходилось занимать очередь в школе.

С детства она любит читать. В обычной полуобщей тетради записывает и хранит самые любимые стихи, среди них — Альфреда Мюссе, Франсуа Вийона, Маргариты Наваррской…

— Тогда книги тяжело было достать, а у моих соседей была большая домашняя библиотека — стоила целое состояние. Тогда за эту библиотеку предлагали три тысячи рублей. За эти деньги можно было купить «запорожец». Читала французские романы, которых в читальных залах не было, стихи поэтов, начиная с эпохи Возрождения.

В разное время, признаётся Людмила Кижук, у неё были разные предпочтения. В советское время любила Юлию Друнину, которая много писала о войне без прикрас, и тут же зачитала четверостишие:

Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Потом добралась до Цветаевой, Ахматовой. Из любимых писателей — врачи Чехов, Булгаков, Вересаев, Салтыков-Щедрин. Из зарубежных — Стефан Цвейг.

Коллекционирует бабочек и подбирает бездомных животных

Муж Людмилы — инженер-строитель. В семье двое детей: старшему сыну 33 года, он, как и дед, ветеринар, женат, младшей дочери 30, работает в детском саду. Год назад родился внук Роберт.

— Муж, как и сын, Лев, я — Овен, говорят, мы идеально друг другу подходим. Но я в гороскопы не верю. Главное, чтобы мозги были и ответственность, — говорит врач.

Семья любит отдых на природе с палатками, часто ездят на рыбалку. Самый большой улов — 17 килограммов. А ещё коллекционируют редких бабочек. В квартире, говорит педиатр, нет ни одного цветка благодаря… кошке Басе.

— Она у нас эксклюзивная, «вертикальная», — смеётся врач и показывает фото кошки, висящей на москитной сетке. — Хулиганка ещё та, но очень смышлёная. Забрали её с улицы два года назад. Мы постоянно жалеем всех животных, моя невестка — волонтёр, сваха — неравнодушный человек.