В редакцию «Вечернего Гродно» позвонил наш читатель Алексей. Он рассказал, что шесть лет назад в газете была опубликована фотография его деда, Павла Киреева. Снимок был сделан Наталией Дорош 9 мая 1980 года в материале, как отмечали День Победы 33 года назад. Внук попросил нас найти фотографию. Отказать мы не могли — Наталия Дорош отыскала в своих архивах тот самый снимок.
Во вторник, 7 мая, в редакции побывали сын Павла Киреева, полковник в отставке, военный инженер-сапёр Валерий, приехавший из Тирасполя, а также внук Алексей из Гродно. Валерий закончил гродненскую СШ №13, затем поступил в Каменец-Подольское военно-командное училище. Отучился на инженера, более 20 лет отслужил сапёром, а затем стал начальником штаба гражданской обороны Тирасполя, где живёт и сейчас. В начале 1990-х годов Валерий Киреев возглавлял штаб гражданской защиты Приднестровской Молдавской республики. Участник боевых действий по защите республики.
Валерий уехал из Гродно в 1965 году и за это время был в нашем городе только два раза. Сейчас, когда появилась возможность, они с супругой и младшей 12-летней внучкой Ульяной, проехались по Беларуси, навестили родственников на кладбищах, привели в порядок могилы накануне Радуницы и на обратном пути решили заглянуть в Брестскую крепость.
Родственники рассказали удивительную судьбу ветерана, который защищал Сталинград и дошёл до Берлина, а в мирное время стоял у истоков создания охраны на азотно-туковом комбинате. Какая она, жизнь, скрытая за фотографией? Даём слово родственникам.
Павел Петрович Киреев родился 14 января 1916 года в селе Ильинка Краснодарского края. Работал прицепщиком на тракторе, затем — башмачником на станции Батайск (ставил упоры под колёса вагонов, чтобы они не откатывались). Его призвали в армию в Комсомольск-на-Амуре, а после окончания офицерских курсов направили в Староконстантинов (Хмельницкая область, Украина), где и встретил войну. Отступал до Сталинграда, затем участвовал в обороне города. Уже потом, после войны Павел Киреев с супругой Матреной Петровной приезжал в Волгоград, где на юбилейные даты собирали всех защитников города.
— В Сталинграде он, будучи лейтенантом, собрал всех отступающих и остановил наступление немцев, за что получил Орден Красной звезды, — вспоминает Валерий Киреев. — Потом он со своей ротой прорывали линию фронта, чтобы захватить высоту и оборудовать там командный пункт. Однажды из всех 800 человек, оборонявших высоту, остался только Киреев и один связист.
Однажды армия участвовала в форсировании Днепра в Запорожской области. Красная армия захватила плацдарм, но переправу бомбили «юнкерсы», которых пытались сбить зенитки.
— Приехал командующий армией Жуков. Его разметили в доме в стороне от боевых действий. Вдруг снаряд упал прямо возле этого дома, а осколки пробили стены и разбили окно. Жуков спал и ничего не слышал, и, к счастью, не пострадал. Начали разбираться, откуда прилетел снаряд. Оказалось, что его выпустили по самолёту, но он по траектории упал возле дома, — рассказывает Алексей. — Деда на сутки посадили на гауптвахту, но после разбирательств выпустили.
Павел Киреев дошёл до Берлина, где его назначили комендантом города Веймар.
— Он по-доброму относился к побеждённому народу. Однажды в город не доставили продукты, и он вместо того, чтобы накормить военные части, отдал суточную провизию военных местным жителям, — вспоминает Алексей.
В 1949 года Павла Киреева направили в Гродно, где он жил на улице Кирова. Потом его назначили военкомом в Радуни, а после выхода на военную пенсию ветеран работал начальником охраны на азотно-туковом заводе.
С кубанской казачкой Матрёной Петровной у них было трое детей: старший сын Юрий, дочь Неля и сын Валерий. После выхода на пенсии работал в санатории, входил в различные охотничьи организации.
— Я с малых лет умел стрелять из всех видов оружия, — вспоминает Валерий.
Ветеран часто ходил на парады. На этой фотографии, сделанной 9 мая 1980 года, Павлу Петровичу 64 года. Уже спустя шесть лет ветеран покинет Гродно и переедет встречать старость к дочери в Каменец-Подольский. Там он часто выбирался на дачу и очень любил рыбачить.
— Мог поймать любую рыбу на заказ, когда рыбачил на Днестре, — вспоминают родственники.
Во время перестройки ветеран сильно переживал всё то, что происходило в стране. В последний раз Павел Киреев приехал в Гродно в 1995 году. Родственники вспоминают, что он почувствовал человеческое отношение к ветеранам. Этого ему не хватало на украинской земле.
Павла Киреева не стало в 1996 году. По словам его сына, он ушёл из жизни так до конца неоценённый.