В скором времени на улице Мицкевича будут строить здание общественного назначения. Гостиница, торговый центр, офисы или что-то ещё встанут на месте четырёх ветхих деревянных домишек. Корреспондент «ВГ» прошёл по гродненскому району «Новый Свет» и пообщался с последним жителем старых построек, будущее которых — ковш экскаватора.
В скором времени на улице Мицкевича будут строить здание общественного назначения. Гостиница, торговый центр, офисы или что-то ещё встанут на месте четырёх ветхих деревянных домишек. Корреспондент «ВГ» прошёл по гродненскому району «Новый Свет» и пообщался с последним жителем старых построек, будущее которых — ковш экскаватора.
Не входить! Опасная зона!
Дома на улице Мицкевича № 5, 7, 7а и 9 — в нескольких метрах от Белинвестбанка — образуют небольшой квартальчик, которому не меньше ста лет. Со всех сторон его обступили дома последних десятилетий. Соседство со зданием банка и частными коттеджами с сайдингом смотрится не иначе как сопоставление первого телеграфа с последними моделями iPhone.
От дороги, которая разделяет улицу Мицкевича на две части — чётную и нечётную, эти дома отделены небольшим газоном и пешеходной дорожкой. Зодчие начала прошлого века, очевидно, сделали всё возможное, чтобы со стороны прохожие могли любоваться архитектурой — фасады украшены резными композициями, на окнах встречается витиевато вырезанный наличник, на коньке и скатах крыш — непременно деревянное украшение. Весь декор сохранился в хорошем состоянии.
Несмотря на эти атрибуты, дома нежилые. Оригинальные деревянные двери заперты на ключ, ручек у них нет. Кое-где выбиты окна, а целые заставлены различными предметами, поэтому заглянуть внутрь невозможно. На многих висят занавески — наверно, это единственное, что оставили после себя жильцы. Позади дома № 7 предупреждающая табличка: «Не входить! Опасная зона!». По всей видимости, дома признаны аварийными.
«Мне некуда уезжать, пусть сначала квартиру дают»
Если три дома находятся у самой дороги и хорошо заметны прохожим, то дом № 7а скрыт от посторонних глаз соседними постройками. Подходя к нему, заметил на подоконниках детские игрушки, а пройдя дальше, увидел небольшой огородик с теплицей и красивыми тюльпанами.
Здесь живёт Антонина Юрьевна — пенсионерка и последний житель квартальчика. Она тридцать лет проработала в системе ЖКХ, а жильё на Мицкевича получила в качестве служебного. Сейчас на 53 «квадратах» ютится вместе с тремя несовершеннолетними внуками, над которыми оформила опекунство. Семь лет назад старшую дочь и зятя лишили родительских прав, и Антонина Юрьевна предпочла одной воспитывать ребят, чем отдавать их в детский дом.
По её словам, соседние дома пустуют уже года четыре. Те, кому полагались двух- и трёхкомнатные квартиры, переселились на Лиможа. Те, кто получил «однушку», уехали в общежитие на Пестрака.
— Я уже подписала документы, согласилась со сносом. У меня квартира приватизированная. Предлагали и компенсацию, и дом новый построить. Но мне некуда уезжать, пусть сначала квартиру дают. Не нужно никаких дворцов, лишь бы я могла детей на ноги поставить. Приходил оценщик, сказал, что мне полагается трёхкомнатная. В каком районе получу, неважно, — рассказывает женщина.
Жилищные условия у пенсионерки условия можно назвать сносными: есть всё, кроме горячей воды, но деревянный дом буквально гниёт. Это особенно заметно при взгляде на заднюю часть дома. Чтобы деревянная стена окончательно не сгнила, её оббили жестью. Однако металл отрывали то ли детвора, то ли охотники за вторсырьём, поэтому, чтобы сберечь стену, жёлтой краской написали: «Это жилой дом. Жесть не трогать».
— Пугает неопределённость. Посмотрите, что делается с задней стеной. Одно гнильё. Говорят, у нас тут Новый Свет. Что тут нового? Пожить бы в этом новом свете, чтобы человеком себя почувствовать, — добавляет пенсионерка.
Что там будет?
По условиям аукциона, который назначен на 28 мая, застройщик сможет построить здание общественного назначения. Оно будет 2–3-этажное, возможно с мансардным этажом, с помещениями административного, торгового, бытового назначения, гостиничными номерами и т. д. Займёт участок в 20 соток.
Торги начнутся с 24,3 тысячи рублей. Отметим, что владельца ещё на этапе сноса ждут серьёзные финансовые затраты. По подсчётам специалистов горисполкома, ориентировочный размер убытков на демонтаж старых домов — около 467 тысяч рублей.
Справка «ВГ»
Историк, краевед Виктор Саяпин в своей книге «Биография гродненских улиц» так характеризует эти дома:
Дома № 7 и 9 на улице Мицкевича были построены в начале XX века и являются образцом деревянной архитектуры. Отмечается, что в этих постройках есть мезонин, брандмауэр (кирпичная стена в деревянном здании должна была предотвращать распространение пожара), хороший каменный фундамент.
Особенность дома № 7 — крыша, периметр которой украшен узорами технологически сложной пропиловки. Сложностью исполнения отличается и фризовый декоративный пояс, который создан накладной вертикальной облицовкой с пропиленными концами. Особенную ценность представляет наличник на окнах.
Стены дома № 9 покрыты неоднородным ритмом наличника — вертикальный, горизонтальный, а под окнами он и вовсе клиноподобный. Особенно интересно выглядит конструкция, которая прячет за собой нижний метр мансарды: это фигурные, не зашитые снизу концы стропил и широкий фризовый декоративный пояс.