Для всех христиан Пасха — самый большой праздник. Он, как известно, относится к переходящим. Дата меняется каждый год, неизменным остаётся день недели — воскресенье. В 1913 году православную Пасху отмечали 27 апреля, в 1914 году — 19 апреля.
О том, как готовились к празднику и отмечали его гродненцы в 1913–1914 годах, находясь в составе Российской империи, рассказывает общественно-политическая газета «Наше утро». Небольшая, на четырёх страницах, она ежедневно, кроме понедельника, освещала все события в городе в разделе «Местная хроника».
К слову, несмотря на то что среди жителей Гродно было много католиков, празднование Пасхи у них проходило вне газетной хроники, в границах храма, дома, семьи. Связано это с тем, что государственной религией являлось православие, а отношение к иным конфессиям, несмотря на закон о веротерпимости 1914 года, было, мягко говоря, прохладное.
За неделю до Пасхи, с субботы и до второго дня празднования, в городе вводились запреты на все увеселения, театральные и кинематографические зрелища. Прерывалось музыкальное сопровождение в ресторанах.
В тот же день сразу после первого урока учеников средних и младших учебных заведений отпускали на пасхальные каникулы, или, как тогда называли, вакации. Каникулы у ребят продолжались 15 дней.
Днём раньше, в пятницу, в зале Народного дома (нынешнее здание Городского дома культуры), открывался «Вербный базар», разукрашенный флагами и губернской геральдикой. В зале не умолкал военный оркестр. У дверей зала стоял изящный киоск, сделанный из театральных декораций. В нём по доступной цене продавали искусственные цветы, привезённые из Варшавы. В зале находились киоски с различными сувенирами праздничной тематики местных мастеров, а также из Санкт-Петербурга. Здесь же играли в беспроигрышную лотерею. Среди призов в 1913 году — коза и козлёнок. Самым востребованным товаром стали сувенирные, изящные пасхальные яйца. Цены, по мнению газеты, приемлемые. Все вырученные деньги пошли на благотворительные цели. В 1913 году, к примеру, на содержание детского приюта «Ясли».
Работали только почта и… библиотеки
Начиная с Вербного воскресенья всю Страстную неделю и в праздничные дни в главном православном храме города Софийском соборе службу вёл лично архиепископ Гродненский и Белостокский Михаил.
На основании постановления городской думы от 5 июня 1908 года все торговые точки по установленным датам работать не должны. Однако во время специального рейда полиция обнаружила открытыми в Вербное воскресенье еврейские магазины. Хозяева, естественно, отговаривались незнанием распоряжений и отделались «последним предупреждением».
Начиная со среды, за четыре дня до Пасхи, на недельные каникулы ушли чиновники городской управы, а с четверга — сотрудники государственного банка и всех казённых учреждений города. Последними на каникулы отправились полицейские, почтальоны и… библиотекари. Причём если полиция отдыхала четыре последующих дня, то сотрудники почты и библиотеки не работали лишь в первый день праздника. Что касается почты, то жители города были заранее предупреждены об упрощённой системе принятия поздравительных открыток и бандеролей. Рекомендованы определённые часы подачи корреспонденции, с тем чтобы она поступила вовремя.
Недельное молчание
В первый день Пасхи торговые и питейные заведения были закрыты. Они становились доступны только лишь на второй день, после окончания богослужения в церквях. Вместе с ними после недельного молчания открывали двери увеселительные учреждения, в том числе театр, кинотеатры «Люкс» и «Сатурн».
В два часа дня первого дня Пасхи в гродненском Благородном собрании, располагавшемся в бывшем дворце Радзивиллов — доме Брегмана на Соборной, ныне Советской площади, проходило праздничное торжество. Оно, как и «Вербный базар», носило благотворительный характер. Входящие платили 2 рубля, а дамы — по рублю.
Праздники проходили в спокойной обстановке. Полиция, несмотря на каникулы, ситуацию контролировала и оперативно реагировала на происшествия.
Прошло более ста лет со дня публикаций в гродненской газете «Наше утро». Грозное двадцатое столетие было полно трагических событий, связанных в том числе с гонениями на церковь. Но, несмотря на это, мы с трепетом и радостью ждём Пасху и идём в храм.