В этом году будет 10 лет, как установлены побратимские связи между Гродно и литовским Алитусом. Накануне знаменательной даты в «городе белой розы» побывали журналисты «Вечёрки».
Коротко об Алитусе
Шестой по величине город в стране и самый большой город в южной Литве
Численность населения — 50 421 человек
Площадь — 48 кв. км
Безработица — 10,7 % (в стране — 9,2 %)
Средняя зарплата — 758,4 евро (в Литве — 840,4 евро)
«Я против чёрных пиар-технологий, и моя совесть чиста», — сказал в одном из интервью местной газете мэр Алитуса Витаутас Григоравичюс, подводя итоги своего руководства городом. С 18 апреля самоуправление возглавляет новый человек. О поводах для гордости, победе над безразличием и аллеях памяти рассказал первый народный мэр литовского города.
Здание мэрии Алитуса
Народный мэр
— Я не собирался идти в политику, поэтому занялся бизнесом. Когда появилась возможность самим выбирать мэра, меня уговорили участвовать в выборах. Собрали команду беспартийных, любящих свой город жителей. За меня проголосовало 64 процента, — вспоминает мэр.
На инаугурации в 2015 году Григоравичюс дал два обещания: что идёт только на один срок (4 года) и прилюдно озвучит номер своего телефона, чтобы любой мог ему дозвониться. На второй срок он не пошёл, а вот номер телефона из-за огромного количества звонков пришлось сменить.
18 апреля мэром стал Нериюс Цесюлис — заместитель директора Алитусской коллегии.
Три повода для гордости
Когда Витаутас стал мэром, наконец решилась ситуация с теплосетями. До недавнего времени котельными и инфраструктурой владели частники, и по необъяснимым причинам им продлили договор на услуги, хотя до окончания старого оставалось ещё пять лет. В мэрии такие условия сочли странными, инициировали проверку. В итоге договор посчитали незаконным. Бизнесмены в ответ подали в суд. Судебные тяжбы тянулись четыре года. На днях по решению суда теплосети переходят самоуправлению. Кроме того, вот уже три года жители Алитуса платят за тепло по сниженным тарифам.
— Раньше мы были одним из городов с самым дорогим теплом, а сейчас в середине списка. Частник хотел получить как можно больше прибыли, нам же нужно, чтобы тепло для людей было дешёвым, — поясняет Григоравичюс.
В годы руководства Витаутаса в Алитусе появилось десять маршрутов общественного транспорта. За рулём современных и выкрашенных в один цвет автобусов сидят водители в аккуратной форме.
— Четыре года назад своего автопарка у нас не было, работало 16 частников-перевозчиков. С ними было трудно договориться. Люди просят сделать маршрут в район, а им отвечают, что невыгодно. Тогда мы организовали конкурс, предложили участвовать частникам, но они отказались, — вспоминает мэр.
В первый год руководства городом, признаётся Григорчавичюс, столкнулся с безразличием горожан: самоуправление и жители были сами по себе.
— Мы начали советоваться, например, где лучше построить детскую площадку или как обновить садик. Каждый год показываем, что конкретно сделано в каждом районе, и выслушиваем пожелания и замечания жителей. Пошла дискуссия — это не то, что в кабинете решили, на карте место определили и бездумно закупили оборудование. Появился бюджет горожан — ежегодно 200 тысяч евро идут на проекты, за которые проголосовали жители. Люди стали влиять на жизнь города, — говорит мэр.
В мэрии действует «одно окно», приём ведётся по электронной очереди
Высадят аллею из роз
Из крупных производств в Алитусе на плаву остались немногие. Завод холодильников «Snaige» принадлежит российскому инвестору. Строятся новые, например по производству стеклопакетов. Мэр, правда, рассчитывал на 150 рабочих мест, однако из-за автоматизации трудоустроилось только 35 человек.
— Каждый месяц у нас есть по 500 вакансий. И ни разу не было, чтобы все места были заняты. В этом году мы выделили деньги, чтобы молодые врачи в течение пяти лет получали к зарплате прибавки. Работают у нас и белорусы, но больше всего украинцев, — говорит мэр.
Григоравичюс не скрывает, что молодёжь уезжает из города в поисках лучшей работы. Но многие, накопив в Европе приличные деньги, возвращаются и делают здесь бизнес.
— В том году мы пригласили тех, чьи предки жили в городе на протяжении минимум века. Каждый из них привёз с собой дерево или растение, из которых высадили аллею. В этом году они снова приедут — будем высаживать аллею роз. Будут указатели, кто и когда посадил. Несмотря на то что приезжают из разных климатических зон, все растения всё равно приживаются, — улыбается мэр.
Герб Алитуса
Всё начинается с любви…
История небольшого Алитуса началась с истории большой любви девушки Мирграуселе и отважного юноши Алита. Однажды на местный замок напали крестоносцы. Юноша спас возлюбленную, спрятав её, а сам погиб, отважно сражаясь с врагами. Когда Мирграуселе узнала о смерти любимого, так сильно плакала, что из слёз её образовался ручей, который соединился с Неманом и получил имя в честь погибшего героя — Алитупис. Позже так стали называть город, который появился на месте впадения Алитуписа в Нямунас…
Современный Алитус продолжает жить с любовью. И не только в сердце. Недавно был разработан торговый знак города — с помощью «магии» шрифтов его название по-литовски превращается в слово «люблю». Эту марку используют на сувенирной продукции — сумках, ручках и конфетах.
Торговый знак Алитуса
Тот же Неман, только шире
Первое, на что обращаешь внимание, когда въезжаешь в Алитус, — зелень. Город находится в излучине Немана и с трёх сторон окружён рекой и лесом. Городская архитектура настолько удачно вписана в природный ландшафт, что даже в центре можно подышать свежим лесным воздухом. Одна из главных площадей города, где проходят праздники в честь Дня независимости Литвы, с двух сторон окружена деревьями — с одной стороны городской парк, с другой — так называемая курортная зона: сосновый лес, где разместились аттракционы, школа ремёсел, школа искусств и частные дома.
Площадь, где проходят мероприятия в честь Дня Независимости Литвы
В городском парке установлены музыкальные инструменты, на которых может поиграть любой желающий
Гордость города — самый высокий в Литве пешеходно-велосипедный мост, подняться на который можно, преодолев 144 ступеньки. Он расположился на высоте 38,1 метра над Неманом, длина — 260 метров, для сравнения: длина старого моста в Гродно — 195 метров.
Пешеходно-велосипедный мост возвели на месте разрушенного в годы Первой мировой войны железнодорожного моста, оставив в основании кирпичи от старой постройки. После открытия в 2016 году он стал местом притяжения экстремалов и… влюблённых. Одни используют его для роупджампинга (прыжков на верёвках), другие — для проверки своих чувств.
Самый высокий пешеходно-велосипедный мост Литвы
В Алитусе есть свадебная традиция — жених должен пронести невесту на руках через мост. Сколько метров молодожёны смогут преодолеть таким образом, настолько сильны их чувства: если «путь» 40 метров, считается, что это «прагматическая» любовь, с каждым десятком метров чувства крепнут — на 160 метре любовь становится «одержимостью», на 200-м — уже «любовь как дружба», и лишь на 240-м метре это настоящая «бескорыстная» любовь. В честь этого можно повесить замочек на специальном стенде в форме сердца.
К слову, мост соединил между собой две велосипедные дорожки на разных берегах Немана и стал частью дороги, которая проходит через весь город: если проехать на велосипеде или пройти по ней пешком от начала до конца, можно увидеть главные достопримечательности Алитуса.
Высотки здесь не строят
Официально Неман делит город на две части, но когда гуляешь по Алитусу, кажется, что он состоит как минимум из четырёх частей: центр, частная застройка, район многоэтажек и промышленная зона, где расположены только предприятия. Внешне районы сильно отличаются, и кажется, что находишься в разных городах.
Как рассказала заместитель начальника отдела по коммуникациям мэрии Алитуса Лорета Гайжювене, «квартирный вопрос» решается малоэтажной частной застройкой — многоквартирные высотки здесь не строят. В городе есть район многоэтажек, но уже несколько лет новых домов здесь не появлялось — всё это наследие ещё советских времён.
— Когда Литва вошла в состав Евросоюза, цены сильно изменились, резко всё стало очень дорого, — говорит Лорета. — Изменились и цены на оплату коммунальных услуг. В среднем за квартиру в отопительный сезон мы платим 150–180 евро при средней зарплате в 600–700 евро. Жить в частном доме выгоднее.
В Алитусе очень чтят семейные ценности и прикладывают максимальные усилия для того, чтобы удержать молодёжь. В городе 37 учреждений образования — детские сады, школы, прогимназии, университет. Работает школа ремёсел, где «особенные» дети вместе с обычными могут овладеть самыми разными профессиями — здесь обучают гончарному, текстильному и даже ювелирному делу.
Действует специальная программа поддержки многодетных семей. При рождении третьего ребёнка семья получает карту, которая даёт право на скидку при покупке определённых групп товаров для детей, посещении театров, кино и других мероприятий.
Район низкоэтажной застройки
В здании бывшего военкомата сейчас располагается ресторан
Двенадцать дам, один мужчина и кот
Похожая программа разработана и для пожилых людей — с выходом на пенсию они получают «Карту сеньора Алитуса», по которой могут купить некоторые товары со скидкой, меньше заплатить за билеты на спектакли и концерты.
Ещё одной гордостью Алитуса считают садик для пожилых людей. С такой идеей несколько лет назад в мэрию обратилась жительница города. Она предложила создать место, где бы одинокие пенсионеры могли проводить время. Ей пошли навстречу и выделили один из кабинетов городской поликлиники.
Три раза в неделю специальная маршрутка забирает пожилых людей и привозит в «садик». Здесь они проводят весь день, общаются, ходят в кино и театр, занимаются любимыми делами — вяжут, рисуют, играют в настольные игры, устраивают представления. Регулярно к ним в гости приходят дети и известные люди города. Сейчас в «клубе» двенадцать женщин, один мужчина и кот.
Стоит «садик» всего 5 евро за месяц. Это символическая плата, и нужна она только для оплаты бензина. «И ещё чтобы человек не передумал, когда за ним приедет водитель: если деньги заплачены, обязательно поедет», — считает Лорета.
Не хватает туристов
Несмотря на богатую историю и многообразие развлечений и достопримечательностей, Алитус не пользуется большой популярностью у путешественников. В прошлом году, говорит Лорета Гайжювене, больше всего гостей было из соседних прибалтийских стран, Германии, Великобритании. Возможно, потому что Алитус всё же промышленный город. После Второй мировой войны он был сильно разрушен, предлагали два варианта восстановления — сделать курортом, как это было в начале XX века, или развивать производства. Выбор сделали в пользу второго.
— После распада СССР очень сложно было: всё нужно было начинать с нуля, ведь все связи были прерваны, — признаётся Лорета. — Со вступлением в Евросоюз словно второе дыхание открылось. Да, молодёжь сегодня уже почти не говорит по-русски, экономика ориентируется в основном на Запад, но мы стараемся беречь свои связи, особенно с городами-побратимами. Поэтому очень ждём гродненцев в Алитусе, весной и летом у нас особенно красиво и интересно.
В городе действует несколько хостелов и 2–3-звёздочных отелей — цены на ночлег начинаются от 15 евро. Есть возможность отдохнуть семьёй в агроусадьбе или на базе отдыха.
Дом, где собирают новости
В доме на улице лётчиков Дарюса и Гиренаса, где находится редакция газеты «Новости Алитуса», мы бывали и раньше. И вот тот же цвет весенней зелени на стенах, та же крутая лестница на второй этаж…
Ничто не напоминает, что здесь было несколько квартир. Журналисты сами брали кредиты в банке, выкупали эти квартиры, выпускали газету, ремонтировали и обустраивали редакцию.
Холл расписан пожеланиями известных людей Литвы, в разное время посетивших редакцию. Здесь бывали президенты, политики, артисты, музыканты, писатели, спортсмены… Мы тоже оставили скромное пожелание.
Газета выходит три раза в неделю на восьми страницах, две из которых цветные. Номер стоит 0,50 евро. Главный редактор — Ромас Бурба, можно сказать, патриарх литовской журналистики, прошедшей огонь, воду и медные трубы.
Небольшой коллектив, где преобладают женщины, поделился своими секретами выживания. «Да, интернет. Да, социальные сети, — говорят наши литовские коллеги, — но газета живёт и умирать не собирается!» Она востребована жителями Алитуса (основные доходы — от подписки), востребована и самоуправлением города. Это, кстати, подтверждает и мэр города Витаутас Григоравичюс, семья которого выписывает и читает «Новости Алитуса».
Удивление вызвало признание главного редактора о том, что мэрия размещает в газете свои материалы, где информирует горожан о своей работе, и исправно платит редакции за их публикацию. Конечно, это не исключение из правил. В Литве газеты, как и другие массмедиа, независимы и не являются приложением к органам государственного управления, вынуждены зарабатывать себе на жизнь. Любые выборы — будь то в сейм, будь то в городской совет самоуправления — это, по словам наших коллег, «жатва» для редакции. Каждый кандидат, а их не бывает мало, публикует в газете программу и оплачивает её размещение на страницах редакции.
Будучи в Алитусе, мы договорились продлить договор между редакциями наших газет ещё на три года. Кстати, это уже не первый раз. Ждём теперь в Гродно коллег из города-побратима. Надеемся, что им повезёт больше, чем нам, и они не будут стоять в пункте пропуска на границе столько, сколько простояли мы.