«Как будто сатана или бес в меня вселился. Что нашло, не знаю… Меня взбесил её удар, и я разозлился. Ударил, и она упала на пол…» — рассказывает в суде мужчина, который в ноябре прошлого года до смерти избил престарелую мать. Первое заседание прошло в суде Гродненского района.
Жизнь дала трещину
Подсудимый — 39-летний Николай. Мужчина постоянно смотрит в пол, плачет и периодически просит прощения… На вопросы судьи и прокурора отвечает тихо и неуверенно: не помнит, в каком году окончил школу, где и сколько работал, когда не работал, за что и по каким статьям был судим…
В суде он рассказал, что с трудом окончил 8 классов школы — учился плохо, дважды оставался на второй год. В армию по состоянию здоровья не призывался, на учёте в военкомате не состоит. Поступил в 119-е училище, получил специальность штукатура-маляра. В 2004 году женился, родилась дочка, сейчас ей 14 лет. Спустя три года развёлся: почему — не знает, говорит, «скандалов не было».
После развода переехал к матери. Работал маляром в разных фирмах, но надолго нигде не задерживался, кроме одного предприятия, где проработал одиннадцать лет. Платил алименты на дочку. Родного отца последний раз видел месяц назад — он бросил семью, когда Коля был ещё маленьким. Его старшая сестра обзавелась семьёй и давно уехала из родительского дома, младший брат Евгений тоже женат.
Обвиняемый уже привлекался к уголовной ответственности — первый раз в 2003 году за хулиганство, второй — в 2016 за умышленное причинение лёгкого телесного повреждения. Отделался сначала общественными, затем исправительными работами. В местах лишения свободы не был. С 2017 года состоит на учёте у нарколога и психиатра.
Бил мать и раньше, но милицию не вызывали
Потерпевший — его брат Евгений. Родился в тот же день, что и Николай, но на полчаса позже. Вместе с женой живёт в том же доме, где и произошло убийство. Говорит, с братом, бывало, ругались, а с матерью отношения были отличные. В тот день после работы заглянул в магазин, пришёл домой, решил перекусить, а потом проведать мать, но не успел…
— Соседка позвонила, говорит: у вас милиция. Выхожу и вижу, что брата участковый держит, брат вырывается, кричит. Зашёл в квартиру, дверь в комнату матери открыл, а там она на полу лежит… Если бы я раньше пришёл, этого бы не произошло… — рассказал Евгений после судебного заседания.
По его словам, Коля избивал мать и раньше, но милицию никогда не вызывали. С ним общался редко, одно время вместе ездили на работу. Говорит, пил много, из-за этого последнее место и потерял. Сейчас от брата ему нужно, чтобы он рассказал, как всё было на самом деле:
— Говорят, ему серьёзно могут дать. Но я не хочу строгого наказания, чтобы он с собой чего не натворил. Десятку б дали, так он посидел бы, подумал…
В суд Евгений пришёл с сёстрами и знакомыми погибшей. Сестра обвиняемого на заседание не явилась. С Николаем она не общается. Ещё раньше запретила Евгению сообщать ему свой адрес.
Не любил, когда мама пьяная
По словам прокурора, Николай обвиняется по пунктам 2 и 6 части 2 статьи 139 УК РБ «Убийство престарелого, совершённое с особой жестокостью». 16 ноября прошлого года в пьяном виде он поссорился с матерью и «на почве неприязненных отношений избил её, нанеся ей не менее 13 ударов руками и ногами…» В течение нескольких минут гособвинитель зачитывала причинённые погибшей телесные повреждения. Присутствующие в зале едва сдерживали эмоции. Оба брата, и обвиняемый, и потерпевший, плакали.
— Свою вину признаю. Я не хотел этого. Пьяный был. Покаяться хочу. Простите меня, — ответил подсудимый на вопрос прокурора, согласен ли он с обвинением.
По его словам, отношения с матерью были хорошие, конфликтов не было, до последнего случая никогда её не бил. Только один раз «нечаянно по лицу ударил, потому что нельзя было так сильно пить». А вот с отчимом не ладилось.
— Мы постоянно ссорились, потому что он носил спиртное матери, спаивал её, а я не любил, когда они пьют… — рассказывает Николай.
Ответный удар
О том, что произошло в тот роковой день, в суде он говорит неточно, часто путается в показаниях. На вопросы, как именно всё случилось, ответить чётко не может. Сразу после случившегося его несколько раз допрашивали, но каждый раз показания были противоречивыми.
В тот день, в пятницу, мать и её сожитель получили пенсию и утром отправили Колю в магазин за спиртным. Работы, говорит, не было, поэтому находился дома. Вместе выпили. После этого пошёл в гараж к другу, там ещё выпил. Около 15 часов вернулся домой. Мать и её сожитель спали. Позже позвонил знакомый и предложил встретиться и обсудить «халтуру». По пути попросил «зайти в магазин и что-нибудь взять». Николай купил уже третью бутылку водки и вместе с приятелем выпил её прямо у него во дворе.
— Мы покурили, а потом разошлись. Я был сильно пьян. Шатался из стороны в сторону, два раза упал, — продолжает обвиняемый.
Дома у матери ещё попросил денег на спиртное, но она ответила отказом и дала сыну пощёчину.
— Меня взбесил её удар, я разозлился и ударил её. Она упала на пол. Стала кричать. Я ударил ещё несколько раз. Мама не шевелилась, только тяжело дышала. Свою маму я не хотел убивать. Не хотел убивать, — ещё несколько раз со слезами на глазах повторил обвиняемый.
Что происходило дальше, он точно не помнит: как мать оказалась на полу, сколько раз и куда ударил, бил ли ногами, как в порыве злости кулаком разбил стекло в балконной двери и поранился, когда вызывал скорую… Помнит, как пытался вместе с сожителем поднять её и положить на кровать, но не смог и от этого разозлился ещё больше.
— Я в шоке был, когда увидел, что она на полу лежит мёртвая. Взял кусок стекла и хотел вены себе порезать. После этого ничего не помню, не помню, и как на Дубко оказался (в отделении милиции. — Прим. авт.), — подытожил подсудимый.
Николая допрашивали около двух часов. Но картину того, как всё произошло на самом деле, он так и не прояснил. Ему грозит лишение свободы на срок от 8 до 25 лет, или пожизненное заключение, или смертная казнь.