X

Служить — это по-мужски…

Слесарь аварийно-восстановительных работ 1-го зенитного ракетного полка Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны старший прапорщик запаса Сергей Ковальчук более двадцати лет служил в Вооружённых силах. В начале 1980-х годов — в 252-м отдельном батальоне связи 201-й мотострелковой дивизии 40-й армии в Афганистане.

Опасная красота

— В Кабул летели на самолёте из Ташкента, — вспоминает Сергей Ковальчук. — Запомнились непривычное безлесье, голые вершины и отроги, протянувшиеся от края до края. Из Кабула, вновь по воздуху, отправились в Кундуз. В окрестностях этого города, в районе аэропорта, служил начальником радиостанции Р-140 в батальоне связи. На аэродроме дислоцировался 181-й отдельный вертолётный полк, который позже вошёл в состав Вооружённых Сил РБ как 181-я боевая вертолётная база. Мы, командиры, жили в деревянном сборно-щитовом модуле, который привезли из Союза в разобранном виде, личный состав — в палатках. Поначалу ходили на солнцепёке в хромовых сапогах, но вскоре переобулись в более подходящую для жаркого климата обувь.

Однажды наблюдал, как пара вертолётов Ми-6 подходила к нашему аэропорту. Раздался хлопок, один из вертолётов задымил, закрутился, упал на лётное поле и поехал днищем по бетонке, задел и сдвинул топливозаправщик. К счастью, все остались живы: винтокрылая машина не загорелась. На втором вертолёте приземлились артисты. Когда они давали концерт, где-то на окраине Кундуза послышались выстрелы. Артисты испугались, мы же к такому уже привыкли.

В 1981 году пламя войны в Афганистане только разгоралось. Дороги были ещё в отличном состоянии, асфальт качественно положили советские специалисты. По трассам прошло не так много военной техники, но кое-где уже попадались воронки и выбоины от мин. Перед Панджшерским ущельем вдоль серпантина можно было увидеть сброшенные с дороги, лежащие на дне ущелий обгоревшие остовы советских грузовиков, преимущественно автоцистерн. Весной долины в Афганистане становились алыми от мака, но остановиться и выйти из машины полюбоваться этой красотой было смертельно опасно.

Выручал счастливый случай

Прапорщик Сергей Ковальчук не раз бывал под пулями. Он обеспечивал связь общевойсковым подразделениям на маршах и во время боевых действий. Часто выезжал на операции вместе с колонной бронетехники.

— Потерь в батальоне связи тогда не было, запомнилось только, что однажды был ранен молодой солдат-срочник, — продолжил рассказ ветеран. — Но часто теряли товарищей наши мотострелки и разведчики…

В 1981 году я со своей радиостанцией двигался в колонне в сторону Пули-Хумри. Нас обстреляли, и ехавшая впереди самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» открыла беглый ответный огонь по врагу сразу из четырёх пушек. Рядом с ней на асфальте быстро выросла гора гильз. Одна из них пробила заднее колесо ЗиЛа-131, на шасси которого размещалась наша радиостанция Р-140. Но в колонне все отлично знали свой манёвр. Одна боевая машина пехоты прикрыла нас бронёй с правой стороны, а другая — с левой. Старший радиотелеграфист сержант Пётр Литвиненко, парень родом из Ростова, вместе с водителем-электромехаником и радиотелеграфистом под обстрелом противника заменили колесо на запаску настолько быстро, что этот случай сейчас бы внесли в Книгу рекордов Гиннесса.

В 1982 принимал участие в операции в районе Мазари-Шарифа. Тогда наши войска, иногда с боем, занимали ключевые высоты, чтобы разместить посты вдоль трассы.

На перевале Саланг в «отстойнике» собирали автомобили различных воинских частей, чтобы дать им в дорогу сопровождение: один бэтээр полагался на десяток машин. Мы должны были ехать в очередной такой колонне, но я торопился, к тому же на холодном высокогорье замёрз: был легко одет, в одном хэбэ. В общем, нарушив распоряжение начальства, уехал оттуда самостоятельно. Наш КамАЗ благополучно проскочил опасный участок, а колонну, в которой мы должны были следовать, как я позже узнал, полностью уничтожили душманы…

Related Post

Из рейда вернулся на белом скакуне

— По соседству с моим батальоном связи дислоцировался 783-й отдельный разведывательный батальон нашей дивизии, — продолжил воспоминания Сергей Николаевич. — Случалось несколько раз выезжать с ними на боевые операции и обеспечивать связь. Видел, как геройски сражались ребята. Как-то раз одна рота разведбата шла в бой посередине (с ней был и я), а две другие заходили с флангов. «Духи» зажали наше подразделение, пришлось немного отойти, подождать помощи товарищей. Мне поручили вызвать авиаподдержку, и уже вскоре по врагу отработали наши вертолётчики.

С 1982 года в разведбате проходил службу старший лейтенант Игорь Плосконос, с которым у прапорщика Сергея Ковальчука сложились товарищеские отношения. Через год он стал Героем Советского Союза, впоследствии генерал-майор. В 2013 году, к сожалению, ушёл из жизни.

— Однажды Игорь попросил меня подежурить на радиостанции: он с ребятами уходил в направлении одного из кишлаков на ночную операцию. Если понадобится поддержка, я должен был оповестить экипажи боевых машин, стоявших неподалёку от радиостанции. Просидел всю ночь, не позволив себе сомкнуть глаз. Под утро Игорь с бойцами вернулся. Он ехал впереди на красивом белом скакуне. Рейд был успешным, разведчики разгромили группу душманов, а лошадь принадлежала командиру бандитов и стала боевым трофеем. Правда, потом не знали, куда его деть. Пытались подарить скакуна дехканам, но никто не согласился забрать. В душманы шли местные богатеи, бедные крестьяне отказывались брать от нас трофеи, опасаясь мести.

Служить — это по-мужски

Сергей Ковальчук пробыл в Афганистане два года. Воина-интернационалиста направили в один из радиотехнических батальонов, дислоцирующихся в окрестностях Гродно. Он стал командиром радиовзвода, нёс службу в Гродненском гарнизоне до выхода в запас в 1998 году. Награждён медалями «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», «За 10 лет безупречной службы» и многими другими, грамотой Президиума Верховного Совета СССР за мужество и воинскую доблесть.

«Отличный работник, незаменимый специалист» — так охарактеризовал нашего героя заместитель командира 1-го зенитного ракетного полка по идеологической работе подполковник Николай Чёрный.

Время бежит быстро, но не забываются боевые товарищи, стоят перед глазами их лица, не стирается память о днях, проведённых «за речкой». Сергей Николаевич принимает активное участие в работе Гродненской районной организации Белорусского Союза ветеранов войны в Афганистане, является членом её совета, проводит встречи и уроки мужества в школах, помогает воспитывать новые поколения сержантов и солдат срочной службы.

Справка «ВГ»

Сергей Ковальчук родился в 1959 году недалеко от Владимира-Волынского на Украине. В мае 1977 года был призван на срочную службу в войска связи радистом. Спустя два года продолжил службу как сверхсрочник в составе роты связи 47-го гвардейского мотострелкового полка 51-й гвардейской мотострелковой дивизии Прикарпатского военного округа. В 1980 году окончил учебное подразделение в Самарканде и получил звание прапорщика.