В четверг, 24 января, в музее истории религии открылась выставка, отражающая взаимодействие католичества и православия в Беларуси. На ней можно оценить необычность белорусского сакрального искусства и увидеть раритеты, выставленные впервые.
Собрание произведений культового искусства в гродненском музее истории религии насчитывает свыше 70 тысяч предметов, однако большую часть из них можно увидеть лишь на подобных выставках. В этот раз организаторы решили показать, как под влиянием западных и восточных традиций христианства развивалась самобытная белорусская школа сакрального искусства. В большом зале музея экспонируются предметы ХVІІ — начала ХХ вв.: книги, католические, православные и униатские иконы, сакральная живопись, скульптура, литургическая одежда. Все оны созданы белорусскими мастерами.
— Территория Беларуси находятся между двумя цивилизационными комплексами. Здесь пересекаются католичество и православие, в результате чего формируется особая синкретичная культура. Эти иконы и скульптуры иллюстрируют уникальность слияния разных религиозных течений в одном произведении искусства, — отметил автор экспозиции старший научный сотрудник музея Сергей Козуля.
Под влиянием западноевропейской религиозной живописи белорусские иконописцы переосмысляли каноничные сюжеты, вводили в них реалистические элементы: перспективу и глубину пространства, объёмность фигур и ликов, пейзаж, бытовые детали. Так, на комотовской иконе со святым семейством Иосиф держит в руках очки и книгу, на другом изображении Дева Мария наделена крупными крестьянскими руками. Вкрапление этих нехарактерных для эпохи деталей в композицию свидетельствует о стремлении авторов приблизить евангельских персонажей к современности. Под влиянием фольклорных традиций героев часто наделяли психологическими характеристиками или местными этническими чертами.
В произведениях ХVІІI века заметны перемены в технике иконописи: деревянную доску сменяет полотно, темперу — масляные краски. Иконописный свод трактуется более свободно, из католической живописи заимствуются целые композиции, а иконы больше напоминают религиозную картину. Такие работы создавались для сельских храмов. Простота живописи и очевидная нехватка профессионализма у авторов компенсируется искренностью, наивным реализмом и экспрессией.
Стремление к передаче объёма обусловливало интерес мастеров к скульптуре. На выставке представлен ряд изваяний, наиболее впечатляющим из которых стал барельеф «Несение креста». Несмотря на дефекты, полученные с течением времени, работа удивляет детальностью воспроизведения самых мелких элементов композиции на основе простых материалов. Деревянная пластика, представленная в экспозиции, стилистически восходит к низовому барокко.
К слову, среди экспонатов есть две уникальные иконы, которые ранее нигде не выставлялись. Одна из них, изображающая сцену поцелуя Иуды, имеет подпись дарителя и свидетельствует о распространённости меценатства в Беларуси. Кроме того, из фондов музея были выставлены портреты монахов ордена картезианцев из березинского монастыря, основанного Павлом Сапегой в начале ХVІI века. В те времена в монастыре была большая портретная галерея, однако позже она была конфискована и перевезена в Гродно. Картины распределили по разным костёлам, и до наших дней дошло всего шесть портретов. Три экземпляра хранятся в гродненском музее, и один из них был признан лучшей реставраторской работой.
Кроме разнообразных икон и скульптур можно увидеть литургическое убранство ксендзов и книжное наследие. Элементом для украшения часто оказывались вшитые в середину мантии слуцкие пояса, пожертвованные в храмы. Именно в таком виде сохранилось большинство подлинных экземпляров слуцкого ткачества, оригиналов которого осталось мало. Среди книг наиболее интересными оказался экземпляр, напечатанный для старообрядцев на церковнославянском языке в типографии Антония Тизенгауза в 1785 году.
В расширенном формате экспозиция успела побывать в Санкт-Петербурге, где её посетило более 7000 человек. В большом зале гродненского музея она останется до первой декады мая.