От трёхкилометровых плёнок к «цифре»
Владимир Хлябич руководит «Октябрём» уже более двадцати лет. Помнит трёхкилометровые плёнки, которыми кинотеатры пользовались поочерёдно. За девяносто с небольшим сеансов такая лента изнашивалась. Цифровая индустрия избавила шедевры от «износа», и теперь качество показа не зависит от количества повторений.
— Сегодня мы получаем фильмы одновременно с мировым прокатом. Премьера идёт параллельно во всех гродненских кинозалах, но у «Октября» есть преимущество — система «Dolby Atmos», которая позволяет транслировать звук в 3D. Наш кинотеатр — второй в республике с таким звуком. Работает и VIP-зал с уникальной шириной экрана, — гордится внедрёнными технологиями директор.
Посмотреть копию, сделанную для кинотеатра, на обычном компьютере не удастся: файл много «весит» и не откроется без электронного ключа из 36–38 знаков. Однако пиратство в интернете по-прежнему процветает: увидеть новинку онлайн можно спустя две недели после премьеры. Но Владимир Хлябич убеждён: домашний просмотр никогда не сравнится с походом в кино:
— Если человек уважает себя, то не станет любоваться репродукцией «Моны Лизы» на почтовой марке, а постарается увидеть оригинал. Некоторые детали видны лишь на большом экране, и, каким бы ни было разрешение домашнего монитора, красота и смысл кадра затеряются. Да и смотреть фильм в перерывах между борщом, кофе и выносом мусора — значит лишить себя целостного восприятия картины.
На гимне СССР зал аплодировал
Владимир Хлябич помнит пики популярности кинотеатра и признаётся, что коммерческий успех фильма непредсказуем:
— Всё началось с «Сибирского цирюльника». Мы работали с фильмом полтора месяца, а интерес всё не угасал. Много шума наделал «Аватар» — это был первый фильм в 3D. Неожиданно популярным оказался «Адмиралъ». А во время показа «Легенды № 17» половина зрителей в зале встала на гимне Советского Союза и зааплодировала.
Растёт качество российского кино, отмечает Владимир Хлябич. В мае 2018-го на экраны вышел «Т-34», а в декабре — «Несокрушимый». Это военные драмы, основанные на реальных событиях. В конце января кинотеатр представит фильм «Спасти Ленинград». По мнению собеседника, тема войны, которую часто поднимают российские режиссёры, по-прежнему актуальна, но нельзя переходить границы. «Примером» такого кино стала комедия «Праздник» о блокадном Ленинграде.
— Творческий человек должен нести гражданскую ответственность, а не только работать на заказ, иметь чувство меры и не шутить над тем, что свято. Нельзя впадать в фарс и издевательство над человеческой болью, — отмечает Владимир Андреевич и советует создателям «Праздника» посидеть сутки в окопе при минус 15 или пожить неделю на 125 граммах хлеба в день.
Сенсация в кинематографе
Белорусского кино в прокате по-прежнему мало. Многие ТВ-сериалы сняты на киностудии «Беларусьфильм», но авторские проекты — редкость, хотя актёров, режиссёров и сценаристов хватает. В этом году киностудия празднует 95 лет, но громких новинок не будет: к юбилею в «Октябре» вновь покажут фильмы из отечественной золотой коллекции. Неконкурентны и мобильные фильмы молодых режиссёров.
— Широкой аудитории нужно предлагать качественный продукт. На большой экран не должна выходить картинка плохого качества. Нужно понимать, что фильм будет конкурировать с картинами мэтров, обречёнными на успех. Непрофессиональному кино здесь не место, — разводит руками собеседник.
Вместе с тем Владимир Хлябич отмечает важность успеха недавней премьеры фильма «Хрусталь». Картина удостоилась нескольких наград на международных фестивалях, а затем была выдвинута на премию «Оскар» от Беларуси — впервые за последние 22 года.
— «Хрусталь» попал в лонг-лист фестиваля, и это сенсация в мире нашего кинематографа. Хочется, чтобы фильм был отмечен, поскольку это престижно для страны и важно для режиссёра, — надеется директор.
«Октябрь» ждут перемены
В отличие от других гродненских кинотеатров, «Октябрь» пока не превратился в развлекательный центр. Однако и его скоро ждут перемены.
— Мы живём быстро, и если в кинотеатре зритель сможет получить дополнительные услуги, в этом нет ничего плохого. Главное, чтобы новшества не мешали основной функции залов, — уверен Владимир Андреевич. — У нас кроме кафе и баров появилась площадка для игры в мини-гольф, летом открыт прокат велосипедов. Есть ещё много задумок по организации досуга. В перспективе может появиться детская комната, где будет работать профессиональный педагог.
Аудитория «Октября» разновозрастная, но есть и постоянные зрители.
— В трёх залах одновременно идёт десять фильмов для разного возраста. В отличие от телевизионных «коллег» по прокату, мы строго соблюдаем возрастные ограничения. По ТВ днём на каникулах могут показывать фильмы «18+», и проконтролировать эту прорву каналов невозможно. Нужно дорабатывать правила трансляции на законодательном уровне: фильмы рейтинга «18+» должны появляться после 21:00, «16+» — после 18:00, — убеждён директор.
У Владимира Хлябича нет любимого кино. Он смотрит все фильмы, но от строгих оценок отказывается.
— Все мы возвращаемся к старому кино. «Балладу о солдате», гайдаевские комедии и многие другие фильмы неизменно любят и смотрят, в отличие от фильмов пятилетней давности, не обладающих таким потенциалом. Попытки переснять старые шедевры — это как рисовать второй «Квадрат» Малевича, — улыбается директор. — Но я ищу в фильмах зерно опыта, восприятия, новых ощущений и нахожу положительные моменты даже в чернушных фильмах: удачно снятый эпизод, хороший план, подходящая музыка… Однозначно клеймить фильм, называя его плохим, слишком субъективно. Это законченное произведение искусства, выстраданное и вымученное, как и художественное полотно, которое может нравиться или нет. Просто любите кино.