Военную службу променял на зоопарк
Олег Жданкин, потомственный военный, руководит зоопарком уже девять лет. Его детство прошло на юге Казахстана, в предгорьях Тянь-Шаня. В дом он нёс не только привычных домашних животных, но и змей, ящериц, ежей.
— Когда отец служил в Германии, у меня была косуля. Нашёл её, собирая в лесу землянику. Ягоды из лукошка вытряхнул, а вместо них уложил малышку — она недавно родилась. Девать её было некуда — выкормили из соски, и она гуляла по воинской части вместе с козлом, — вспоминает Олег Игоревич.
По окончании учёбы в военном училище Екатеринбурга он оказался в Приморском крае. Служба проходила в глухих безлюдных местах, зато на природе. Даже видел следы тигра, однако самого его — нет, тигр слишком осторожен, к нему невозможно подобраться незаметно. Затем служил в органах внутренних дел, собирался на пенсию, но планы изменились…
— Я не думал, что стану директором зоопарка, всегда хотел быть военным. Предложение было неожиданным, я размышлял всю ночь и решил, что возьмусь, если это не шутка, — с улыбкой вспоминает смотритель. — Опыт службы помог, ведь моя работа связана прежде всего с персоналом. А зоопарк, словно единый организм, зависит от слаженной работы многих людей, и её нужно правильно координировать.
Вместо слона — носороги или жирафы
За время работы Олега Жданкина в зоопарке провели реконструкцию и расширили площадь до 5,35 га, вырастили более 900 деревьев и кустов, чтобы животные укрывались от жары летом.
Олег Игоревич признаётся: главной мечтой было достроить слоновник и аквариум. И хотя договорённости о слоне достигнуть не удалось, на его месте может появиться пара белых носорогов или жирафов, которых зоопарк получит бесплатно благодаря членству в Евроазиатской региональной ассоциация зоопарков и аквариумов.
— Слон — это всегда риск для персонала, поэтому во многих зоопарках умышленно отказываются от них из-за специфики содержания, поведения и характера. К тому же наш слоновник пока не достроен, а строительные нормы изменились. Да и слон стоит огромных денег — 270 тысяч евро! Есть варианты завести таких же огромных и интересных питомцев, — рассказывает Олег Жданкин и обещает, что в этом году снова ждут пополнения.
Война с посетителями
Долгое время в зоопарке боролись с «плохими гостями», которые пытались накормить животных: подбрасывали в вольеры булки и конфеты, а кое-кто даже ломал ветки молодых деревьев. Сейчас, говорит Олег Жданкин, посетители более дисциплинированы.
— Звери здесь не голодают! Рацион каждого питомца составляется ветеринаром с учётом состояния и возраста животного, времени года. Лишний кусок может испортить его здоровье вплоть до летального исхода, — объясняет директор. — К тому же животное способно укусить, а посетитель рискует заразить зверя вирусами, инфекциями. Если очень хочется, заходите на «Бабушкин дворик» или с мостика покормите уток хлебом.
К слову, любой желающий может оформить опеку над зверем и жертвовать средства на его содержание.
Олег Жданкин стал покровителем для волков. В вольер своих любимцев Теплона и Петры он входит бесстрашно, а хищники ведут себя словно домашние собаки. На вопрос о риске директор качает головой.
— У нас должны быть курсы общей дрессировки для хозяев питомцев, — отмечает он. — Повторить такое тесное общение с волками без соответствующей подготовки нельзя. Я узнал, как нужно обращаться с волками ещё во время службы на Дальнем Востоке. Теплон и Петра признали меня как старшего, более сильного и доброжелательного. Но этим не нужно злоупотреблять.
Любимцы директора — из Гомельской области. Поначалу животные отказывались выходить в другое помещение через переходы для уборки вольеров, поэтому Олег Игоревич взялся за дело сам: два месяца работал с новичками через сетку, давая им привыкнуть к своему запаху, голосу, поведению, создавая у них положительные ассоциации. Первым себя разрешил погладить Теплон, потом Олег Игоревич стал для них своим.
— Нужно было что-то делать, чтобы их обслужить. Ничего зазорного в том, что директор уберёт вольер за животными, я не вижу. Это даже полезно, — говорит Олег Игоревич. — Все животные вызывают интерес, но волки — особенные, к ним я привязался. Теперь они стареют у меня на глазах, но установленная между нами связь сохранится на всю жизнь.
Рыбак с гуманными убеждениями
Кроме волков, у Олега Жданкина есть ещё одна страсть: он заядлый рыбак «с гуманными убеждениями». Выпускает на волю не только редких рыб, но и не достигших своего естественного размера или, наоборот, ставших трофейным экземпляром. На память о таких уловах он сохраняет лишь фото.
— Люблю рыбачить на Немане и на Веровском озере. В прошлом году поймал там окуня на 710 грамм. Самый большой улов — десятикилограммовый сазан. Рыбалка — это своеобразная философия, отдых, а не погоня за крупной рыбой.
Рецепт ухи от директора зоопарка
Выпотрошите окуня (чистить необязательно), аккуратно вытащите жабры. Положите в кастрюлю и варите в течение 20 минут. Затем достаньте рыбу из кастрюли и откиньте на сито. В воду добавьте специи, заправьте пшеном или другой крупой, которую любите (но не картофелем), доведите уху до готовности. Рыбу очистите от костей, нарежьте порционными кусочками и верните в кастрюлю вместе с икрой. Не жадничайте: чем больше окуня, тем вкуснее будет уха.