Нынешняя осень омрачилась серией серьёзных аварий. Маршрутка из Сморгони выехала на встречную полосу, а затем опрокинулась в кювет. Тогда пострадали пять пассажиров. Но самым резонансным стало ДТП под Воложином. 18 октября на трассе М6 микроавтобус врезался в бетонное ограждение. Двое погибли, ещё несколько человек получили различные травмы. Позже выяснилось, что водитель маршрутки 130 раз привлекался к ответственности за нарушение ПДД (только за последние два года — 27 раз за превышение скорости) и дважды был лишён прав (за повторное нарушение скоростного режима в течение года).
За скоростью следят со спутника
После аварии Минтранс предложил ужесточить ответственность автоперевозчиков. В частности, предлагалось в обязательном порядке оснащать маршрутки аппаратами спутниковой навигации, чтобы можно было отслеживать не только маршрут движения, но и скорость транспортных средств.
Система позволяет отследить, как водитель проходит в пути контрольные точки и придерживается графика. Если на трассе идёт ремонт, расписание корректируется с учётом того, что транспорт будет двигаться медленнее. За невыполнение графика движения водителя наказывают, рассказал заместитель генерального директора ОАО «Гроднооблавтотранс» Анатолий Баканов.
Пока такая система слежения обязательна, только если перевозчик регулярный. Что касается нерегулярных перевозчиков, то здесь всё зависит от позиции руководителя организации или ИП: поставил он на свои автобусы соответствующее оборудование или нет.
Отклониться от графика можно максимум на полчаса
К слову, GPS-навигаторы для отслеживания скоростного режима уже начали устанавливать и нерегулярные перевозчики. Кроме того, их обязали оборудовать свой транспорт ремнями безопасности, рассказал Дмитрий Повшок, инженер по организации перевозок ТООО «Алитекс», диспетчерской службы нерегулярных перевозок. Водителям запрещают в пути писать сообщения с мобильных телефонов и проводят с ними профилактические беседы. Пассажиров призывают не торопить водителя во время движения, потому что именно он оценивает ситуацию на дороге и отвечает за безопасность.
По словам Дмитрия, как и в случае с регулярными перевозчиками, все пассажиры застрахованы. Водители проходят обязательную аттестацию, медкомиссию и проверку на профпригодность, а перед рейсом — медицинский и технический осмотр. Их водительский стаж должен быть более двух лет.
Есть нормы и по времени перевозки пассажиров. К примеру, время в пути из Гродно в Минск не должно превышать 3 часов 50 минут. Допускаются отклонения от графика, но не более чем на 30 минут.
Остаётся вопрос, как мог сесть за руль тот, у кого свыше 130 нарушений ПДД. Дмитрий Повшок объяснил, что на одной машине по сменам ездят несколько человек, а камера фотофиксации регистрирует нарушение не водителя, а машины. Потом уже в ГАИ разбираются, кто был за рулём в момент нарушения.
Куда пожаловаться, если водитель превышает
На водителя, если он лихачит или не придерживается графика, можно пожаловаться по телефонам горячей линии. Номера, как правило, указываются внутри автобусов регулярных перевозчиков. С жалобами, вопросами и предложениями клиенты могут обратиться на инфолинию, оставить их на сайте или в соцсетях. К слову, мы посмотрели группу одного из перевозчиков в соцсетях и за последний год не обнаружили ни одной жалобы. В основном пассажиры оставляют положительные отзывы и пишут слова благодарности водителям.
Хождение в народ
Пассажиры должны оценивать работу водителей
Мы поинтересовались у гродненцев, что нужно делать, чтобы защитить пассажиров маршруток от водителей-лихачей.
Юрий:
— Думаю, при трудоустройстве нужно требовать у водителей выписку из ГАИ по правонарушениям, ведь лихачество у человека в крови. Если он на своём автомобиле часто попадает на штрафы, то где гарантия, что он не будет превышать скорость на микроавтобусе или такси. Ещё один способ — чипы, которые не позволят мчаться больше 100 км/ч.
Кроме того, можно ввести систему оценок за работу водителя или коэффициент за хорошее вождение, но при этом защищать водителя от потребительского экстремизма. Ещё можно было бы ввести «шайбы», как у дальнобойщиков, и считать по ним среднюю скорость.
Но самое главное, необходимо развивать альтернативные виды транспорта, например железнодорожное сообщение.
Михаил:
— Не нужно делить водителей на отдельные касты: маршрутчики, таксисты, инкассаторы или хозяева БМВ. Громкая авария на М6 под Воложином — это стечение обстоятельств, а не закономерность. Проблема в другом: сами пассажиры не жалуются на водителей, не говорят, что они считают деньги во время движения, разговаривают по телефону или резко перестраиваются в другой ряд. Получается, людей внутри маршрутки это устраивает, или сделать замечание не позволяет ментальность?
В маршрутках можно размещать объявления, куда звонить, если водитель нарушает. Тем более кое-где такая практика уже есть.
Говоря о нарушениях, трудно найти водителя с безупречной репутацией. С другой стороны, цены на билеты по маршруту Минск — Гродно не менялись очень давно, а ведь всё вокруг подорожало, начиная от бензина и заканчивая обслуживанием транспорта. Хорошие водители уезжают, а на их место приходят ребята с низкой квалификацией.
В маршрутках должны быть ремни безопасности, а для водителей нужно внедрять систему оценки обслуживания. По такому пути пошла одна из фирм такси, где после поездки пассажиры через мобильное приложение выставляют оценки водителям, из них формируется репутация таксиста. Увидит другой клиент низкие оценки и не решится сесть к такому водителю.
Сергей:
— Я считаю, что в маршрутках обязательно должны быть ремни безопасности, а каждому водителю раз в полгода нужно сдавать экзамен на знание ПДД и контраварийную подготовку.
В отношении водителей маршруток должен быть принципиальный подход. Возможно введение чипов, как у дальнобойщиков, в которые заносится вся информация о поездке и скорости.
Если водитель допускает три нарушения, то за этим должно следовать лишение лицензии перевозчика или лишение «автобусной» категории в правах. С другой стороны, было бы правильнее поощрять пассажиров за информацию о водителях, которые грубо нарушают правила.