«Жена выгнала на улицу и хочет лишить родительских прав. Теперь приходится ютиться на ж/д вокзале. Помогите вернуть квартиру и детей», — с необычной просьбой в редакцию «Вечёрки» обратился гродненец Юрий*.
Мужчина рассказал, что два года назад он, его супруга и тогда ещё четверо детей получили трёхкомнатную квартиру в Ольшанке на льготных основаниях как многодетная семья. В новое жильё счастливые родители вселились накануне 2017 года. А уже через несколько месяцев Юрию пришлось съехать: после череды скандалов жена вызвала милицию, мол, муж по новому адресу не прописан, а значит, не имеет права там находиться, и забрала ключи.
— Жильё получали вместе: на очереди сначала я стоял, но квартиру оформили на жену, всё-таки в браке почти десять лет прожили. Я остался прописанным в родительском доме на переулке Победы. Квартиру мы приватизировали, и, чтобы не потерять её, я не стал регистрироваться в новой. Теперь, видимо, зря, — рассказывает Юрий.
«Дойду до президента, но своего добьюсь!»
По его словам, теперь самая большая беда — жена настаивает на лишении его родительских прав. Уже было заседание, и суд иск удовлетворил, но решение пока не вступило в законную силу. Юрий в свою очередь тоже подал иск на лишение родительских прав пока ещё законной супруги.
— Выгнала из дома и сразу в суд подала на алименты. А сама за детьми смотрит плохо, они предоставлены сами себе, дома часто неубрано, кушать вовремя не готовит. С 2012 года наши дети состоят на учёте как находящиеся в социально опасном положении. Ещё непонятно, от кого ещё двое (сейчас в семье шестеро детей, самому маленькому — полтора месяца, старшему 8 лет. — Прим. авт.), — говорит наш герой. — Я же забирал детей из школы, детского сада, заботился о них, делал работу по дому. Я хочу быть со своими детьми, но она не даёт с ними видеться.
Юрий не пьёт и не курит. Признаётся, что из-за сложного финансового положения пока помогать детям в полной мере не может. Больше года назад открыл ИП, оказывал строительные услуги, но заказов теперь немного. Все заработанные деньги уходят на суды и адвоката. Живёт пока, как он сам говорит, на железнодорожном вокзале: там хотя бы тепло и спать есть где. Есть родительский дом на переулке Победы, но туда не едет, потому что нет мебели.
— Дойду до президента, но своего добьюсь! — то ли о квартире, то ли о детях говорит Юрий.
Он не раз обращался в различные инстанции, в том числе и в администрацию Октябрьского района, учреждения образования.
«Сказал мне: буду рожать столько, сколько захочет»
Чтобы разобраться в ситуации, мы поехали в злосчастную квартиру на Ольшанку. Дверь открыла невысокого роста женщина, она выглядела сильно уставшей и вовсе не походила на ту, которая так жёстко могла поступить с мужем.
— Мы были семьёй, а в сентябре прошлого года разошлись. Думала, ещё помиримся, но он стал ходить по различным инстанциям, писал жалобы. Сейчас не даёт прописать ребёнка в квартире (речь идёт о самом маленьком. — Прим. авт.), мол, пока я его не пропишу. Теперь пособие на ребёнка не могу получать. Ему квартира нужна, а не дети, — уверена Елена.
По её словам, на учёт в СОП дети попали из-за того, что семья малоимущая: отец то работал, то нет. Жили в основном на «детские», помогала мама Елены, сёстры. Даже не было денег, чтобы заплатить за лишнюю площадь — 6 квадратных метров. Кредит на 25 миллионов неденоминированных рублей пришлось взять её маме, часть денег на оформление документов на новую квартиру собрала церковь.
— Подала на алименты в феврале. С мая заплатил всего 378 рублей, а ещё больше 600 рублей должен. После суда, когда его лишили родительских прав, ни разу не позвонил, не поинтересовался, как дети. Купила недавно телевизор, мебель на днях должны привезти, а с ним я ничего не могла купить, потому что он всё забирал (пока же в комнате стоят стол, небольшой шкаф, диван, детская кроватка и телевизор. — Прим. авт.). Он не пьёт, не курит, но психологически давит. Органы опеки, в школе, в детском саду об этом знают, — говорит женщина с малышом на руках, отрицая возможность примирения. — Он сказал мне, что я буду рожать столько, сколько он захочет. Четыре раза мирились — и каждый раз киндер. Куда мне ещё? Я уже устала.
Соседи: «Только детей ей делает, а работать не хочет»
Теперь каждую неделю семью навещают воспитатели из детского сада и педагоги из школы. Сейчас двое старших детей, ходят в школу, Младшие девочки — в детский сад, годовалого Сашу часто забирают сёстры.
— Девочки аккуратно одеты, самостоятельные. Мама помогает чем может: то денежкой — всегда первая сдаёт, то игрушками. Бабушка работает, но часто приезжает. Дети в сад ходят месяц, но папу ни тут, ни дома ни разу не видела, — говорит воспитательница детского сада Ольга Николаевна, которая в курсе дела.
К слову, и соседка Ольга с переулка Победы, где семья прожила четыре года, хорошо знает ситуацию в семье. По её словам, Юрий в родительском доме бывает редко, хотя, говорит, там комнаты сделаны, и ванна, и туалет, вода и центральное отопление подведены. Одно время даже квартирантов взял. Где он теперь живёт, не знает даже Лена.
— Ой, не связывайтесь с ним! Как начнёт молиться, страшно становилось. Его кто-то втянул в какую-то секту. Там они и познакомились. Лена — девка неплохая, детей смотрит, государство помогает, мама, сёстры. А возьмите его трудовую книжку. Он, может, от силы три месяца всего поработал. Были у него халтуры — сегодня есть, завтра нету. Лена бедная, затюканная: не так посмотрела, не так убрала, не так помыла тарелку. Только детей ей делает. Здесь ребята полуголодные сидели, подкармливала их. За ними он не смотрел, — говорит Ольга. — Алименты должен, а он всё, что получает, на суды отдаёт.
Сейчас в суде на рассмотрении находятся иски Юрия о вселении в квартиру в Ольшанке и Елены — о разводе и разделе имущества. Чем закончится спор двух родителей, пока непонятно. Но печально одно, что крайними в этой истории остались дети, которые ни в чём не виноваты.
*имена героев изменены
Кстати
По Жилищному кодексу, собственники квартиры могут выселить бывших членов семьи, не имеющих доли в праве собственности, без предоставления других жилых помещений, если иное не предусмотрено брачным договором или письменным соглашением. Члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения, которое построено с государственной поддержкой, не подлежат выселению из жилого помещения.
В тему
Как пояснили в расчётно-справочном центре № 1, прописать ребёнка по своему месту жительства Елена может только с согласия его отца, поскольку они не разведены и он не лишён родительских прав. Если решение суда о лишении родительских прав вступит в законную силу, тогда согласие не нужно.
Получать пособие на ребёнка до трех лет женщина может только по месту жительства. Если малыш не прописан, пособие не начисляется.