X

«Ходите где хотите, но во дворец не пущу»: в старинной усадьбе хотели сделать галерею, а пока она разрушается на глазах

Дворцово-парковый ансамбль Святополк-Четвертинских начала XX века в Желудке Щучинского района стал местом притяжения туристов. Несмотря на то что за последние годы состояние дворца сильно ухудшилось, желающих прикоснуться к истории меньше не становится. Здесь побывали журналисты «ВГ».

Дворец закрыли для туристов

Величественный дворец не увидишь с просёлочной дороги — он спрятан в густой сени деревьев. Территория огорожена высоким забором, у ворот — сторожевая собака. Попасть в дворцово-парковый комплекс можно только через свежеотремонтированную проходную советских времён. Дверь оказалась заперта. В окне виднелась табличка, которая гласила, что вход в усадьбу — по требованию, разрешён только в дневное время и под роспись в журнале посетителей о соблюдении мер противопожарной безопасности. Внешний осмотр стоит 4 рубля. Для дошкольников и школьников — бесплатно. Мы позвонили по указанному номеру, и к нашему приезду нас уже встречала женщина крепкого телосложения в резиновых сапогах и бушлате нараспашку.

— Ходите где хотите, парк в это время просто бесподобный, но во дворец не пущу — с 15 июня нельзя. Прокуратура летом запретила заходить внутрь, здание аварийное. Столько лет не было аварийным, а теперь всё. Там же стены толщенные, подвалы высотой как один этаж и ещё, говорят, на такую же глубину выкопаны, всё золото шукаюць, — эмоционально, с паузами, будто обдумывая каждое слово, сказала Валентина.

Она живёт неподалёку, держит хозяйство, следит за порядком в усадьбе и в специальной тетради регистрирует посетителей комплекса.

— На лестнице во дворце все фотографировались. Даже дизайнеров привозили, специально украшали её. Хоть какая-то копейка была, и то заработать не дадут. Вход платный — 4 рубля, а начальство если или дети — им бесплатно.

По её словам, в дворцово-парковый комплекс каждый год приезжают десятки туристов, были даже иностранцы из Берлина и Израиля. Самый большой поток приезжих — в мае. Говорит, как только субботник и Ленин пройдёт с бревном на плече, так и едут. В усадьбе можно купить памятный сувенир: открытку с панорамным видом дворца, магниты, путеводители, карты местности, футболки, упаковки мыла ручной работы и другие тематические подарки.

Снимали «Масакру» и клипы

Более тридцати лет дворцово-парковый комплекс стоял бесхозным. Периодически его использовали для съёмок кинофильмов и музыкальных клипов. Наибольшую известность получил первый белорусский фильм ужасов «Масакра» о медведе-оборотне, созданный по мотивам старобелорусских легенд. Именно в этот период дворец и сохранившиеся до наших дней постройки претерпели наибольшее разрушение.

В 2014 году усадьбу купила семья Гавриловых из Москвы. Супруги уже много лет занимаются туристическим бизнесом и планировали открыть картинную галерею и музей. Комплекс — дворец с парком, флигель, две хозпостройки, бытовое помещение и проходную, построенные в советское время, — они приобрели на аукционе более чем за 90 тысяч долларов.

Related Post

В том же году начались работы по противоаварийной консервации зданий и сооружений. За это время отремонтировали проходную, расчистили некогда красивый французский парк с аллеями многолетних деревьев, установили скамейки, стилизованные под старину, указатели на каретную, конюшню и другие исторические постройки усадьбы, деревянные скамейки, появилось даже Дерево любви. Сейчас из дворца строители тачками вывозят мусор. Увы, за последние годы состояние здания сильно ухудшилось: прохудилась крыша, в торцевой стене — щель. Чтобы стена не обрушилась, установили подпорки.

— Крыша дырявая, Соня (хозяйка усадьбы. — Прим. авт.) как может ремонтирует. Сейчас хлопцы отливы делают. Раз купили цемент крыльцо оштукатурить, чтобы не сыпалось. И всё: няма праекта — не мае права. Хай сыпецца, марнуецца, а не тронь. Хочаце верце, хочаце — не. Так Василь, муж её, в этом году ни одного дня сюда не приехал. Говорит: зачем только связался с этим. И сочувствия никакого к ним. Как у Сони только терпения хватает? — разводит руками Валентина.

Дело в том, что ограничений по срокам ввода зданий в эксплуатацию нет. Единственное условие: все работы должны быть согласованы с Минкультуры, так как здание является исторической ценностью. Поэтому реконструкция комплекса растянулась надолго.

— Когда-то усадьбу хотели купить Четвертинские, сказали, что сделают её за три года, так им не продали, — возмущённо говорит Валентина. — Ну за границу они же её не увезут!

Что там было в разное время

Дворцово-парковый комплекс построен в 1908 году князем Людвигом Святополк-Четвертинским. Двухэтажный дворец выполнен по проекту известного польско-итальянского архитектора Владислава Маркони в стиле необарокко. Флигель напоминает миниатюрный средневековый замок с чертами модерна. Ансамбль дополняют неоготическая часовня, каменные мельница и кузница, этнографичные амбар и шинок при въезде. Все здания объединены французским парком с многолетними аллеями. Он почти не сохранился.

До 1939 года дворец и прилегающие постройки были центром большого семейного имения. «Желудокский ключ» Святополк-Четвертинских включал в себя 16 500 га земли, винокуренный завод, мельницу, сушилку для семян, садовый питомник, паровую лесопилку на Немане, речную пристань, три кожзавода, больницу, четыре школы, аптеку, ветеринарный пункт, почту, телеграф, котельную и две электростанции.

С 1941 по 1944 годы в усадьбе Святополк-Четвертинских размещался немецкий военный госпиталь. Достоверной информации об использовании дворца с 1944 по 1960 годы пока найти не удалось. В начале 1960-х годов дворец был передан войсковой части противовоздушной обороны. Во дворце был устроен клуб, по некоторым данным здесь же жили офицерские семьи. К 1983 году гарнизон переселили в новые казармы неподалёку. На территории оставались лишь технические службы. По словам старожилов, перед дворцом рядами стояла военная техника.

К 1992 году войсковая часть была расформирована. Усадебный комплекс передали одному из подразделений Национальной академии наук Беларуси, занимавшемуся вопросами механизации сельского хозяйства.