О рисунках на асфальте под окнами родильного отделения, народных целителях, суевериях, Нобелевской премии и о том, чем больной отличается от пациента и как жить долго, рассказал главный врач Гродненской городской больницы скорой медицинской помощи Сергей ЛАЗАРЕВИЧ.
Прадед составлял переломы без рентгена
О профессии врача Сергей Николаевич мечтал с детства. Рос в семье медиков и с шести лет много времени проводил на работе у родителей. Мама была операционной сестрой, её сестра — старшей сестрой хирургического отделения в Слонимской больнице. Муж сестры — педиатр, заведовал детской поликлиникой. Хотя ему уже за 70 лет, но до сих пор трудится. Бабушка по маминой линии много лет работала младшей медицинской сестрой.
Всегда примером был прадед, знаменитый на весь СССР своими лекарскими способностями. Сергей Николаевич говорит, что, по рассказам бабушки, он имел диплом фельдшера, умело лечил ушибы, безо всякого рентгена составлял переломы. К нему, в деревню Старые Негневичи Новогрудского района, ехали со всего Советского Союза. Знаменитый прадед даже придумал мазь, её так и назвали — «мазь Сокольника».
— Я сам никогда её не пробовал, но мне говорили, что после неё перелом срастался быстрее, — рассказывает главврач.
Возглавил БСМП в День руководителя
В медицине Сергей Николаевич уже 25 лет. По специальности — врач лучевой диагностики, хотя мечтал быть хирургом, но из-за детской травмы не получилось. Поначалу, признаётся, хотел сменить профессию: зарплаты маленькие — ни категории, ни стажа.
Первым местом работы стала областная больница. Здесь он набирался опыта, прошёл карьерную лестницу от санитара, медбрата, врача до заведующего лечебно-диагностическим отделением, а затем заместителя главврача.
— Я всех там знал и никогда не думал, что буду работать в другой больнице. Но позже возглавлял инфекционную больницу, затем перешёл в БСМП, — рассказал Сергей Николаевич.
Больницей скорой медицинской помощи он руководит уже девять лет. Даже помнит дату, когда назначили на эту должность, — 16 октября. Этот день совпал с Международным днём руководителя.
— БСМП — это многопрофильный стационар с огромным коллективом. Я чувствую, что здесь приношу больше пользы. Когда пришёл в БСМП, тут было четыре-пять компьютеров. Теперь у нас компьютеры во всех отделениях. Думаю, через год больница полностью перейдёт на электронную систему. За девять лет мы многое сделали: привели в порядок территорию, реорганизовали работу приёмного отделения, полностью отремонтировали четыре этажа и начали ремонт в травмпункте. На первом этаже для удобства пациентов планируем разместить всё диагностические обследования (УЗИ, ЭКГ, эндоскопию).
Недавно БСМП выиграла трансграничный проект вместе с Сувалками. Цель его — создание программы ранней диагностики остеопороза. Отделения травматологии получат новое современное оборудование уже в следующем году.
«Художников» отучили рисовать на тротуарах
Больница готовится к тому, чтобы родственники посещали рожениц. Условий два — посетитель должен быть здоров плюс согласие соседки по палате.
— В перинатальном центре больше одноместных палат. У нас в каждом отделении всего одна-две. Встречаться с родственниками роженицы могут в специально отведённом месте. Наш роддом ведь размещали временно, а он уже пятнадцать лет здесь. В БСМП направляют беременных со всей области с урологической, нефрологической, неврологической и травматологической патологиями как в перинатальный центр третьего уровня, — рассказывает Сергей Николаевич.
Он хорошо помнит времена, когда счастливых пап-«художников» пытались отучить рисовать на тротуарах, заставляли отмывать дорожки, перекладывать плитку. Теперь приходят с шариками, плакатами, бывает, песни поют.
— Объяснял родным: маме нужно думать, чтобы молоко было ребёнка накормить, а вы ей нервы треплете. Неужели вам приятно, что по вашим тёплым словам или по имени вашей жены будут топтаться? Посадите лучше дерево. Мы уже высадили кленовую, дубовую, грабовую аллеи. Ещё хочу ореховую, запах от неё приятный.
Наши доктора ничуть не хуже тех, что за границей
Самое сложное в профессии медика, признаётся Сергей Николаевич, сочувствовать людям, жалеть их, несмотря на годы работы.
— Настоящего врача без умения сострадать не бывает. Когда каждый день видишь людскую боль, чувство сострадания притупляется. Я всегда говорю нашим врачам: ставьте себя на место этого пациента или его родственников, и тогда вы будете относиться к нему по-другому.
Сергей Николаевич не скрывает, что бывают тяжёлые случаи:
— Попал человек в аварию, а родственники просят пускай хоть как, но живёт. И вот человек несколько месяцев на аппарате, ест, пьёт, дышит, но ничего не понимает, никого не узнаёт. Родственникам — обуза. Смотреть на это всё и знать, что шансов на поправку нет, тяжело. И привыкнуть к этому невозможно.
В больнице есть нейрохирургическое отделение, где оперируют опухоли. В год проводят около 50–60 операций. Но ответа на вечный вопрос, почему заболевают раком, у Сергея Николаевича нет.
— Тот, кто сможет ответить, получит Нобелевскую премию. Теорий много: генетическая предрасположенность, вирусная и другие. В организме человека ежеминутно образуются раковые клетки, но он их видит и уничтожает, если нет — тогда и развивается рак. Думаю, скоро и этот враг будет побеждён, учитывая, как быстро развивается медицина. К примеру, раньше заболевание крови (лейкозы) вообще не лечили, теперь от этого редко умирают. Появляются новые препараты, новые методики. У сына моих знакомых в шестнадцать лет развился лейкоз, его вылечили. Теперь у него двое детей. Самое главное — выполнять то, что говорят врачи. Наши доктора ничуть не хуже тех, что работают за границей, просто у нас нет необходимого оборудования. И если появится в Гродно свой онкоцентр, в области заболевание начнут лечить на другом уровне.
Верит в гипноз и психотерапию
Сейчас в холле БСМП можно увидеть две иконы: Святого Луки Крымского (у православных это покровитель хирургов) и Святого Луки Евангелиста (у католиков — покровитель медиков). Есть своя молельная католическая комната.
— Минимум раз в год сюда приезжает бискуп на службу. Приходят больные, — говорит Сергей Николаевич и тут же исправляется, — вернее, не больные, а пациенты. У нас запрещено называть больными. Мы же не знаем, больной или нет. Может, за справкой пришёл?
Сергей Лазаревич признаётся, что не суеверный, но верит в Бога и ходит в церковь. Недавно были всей семьёй в Сынковичах. А вот в чудеса не верит:
— Было несколько таких выздоровлений, но это скорее не чудо. Просто в пациентов было вложено много труда, никто не верил, что они выживут.
Сергей Николаевич скептически относится к народным целителям.
— Мой прадед придумал мазь из натуральных компонентов, но он был медиком. Лечиться нужно традиционными методами. Я знаю много примеров, когда с онкологией на начальной стадии ходили по целителям, а за помощью к врачам обращались, когда помогать было поздно. К целителям никогда не ходил и не хожу. Они хорошие психотерапевты и обладают гипнозом — в это поверю, сам видел. Был такой профессор Владимир Рудольфович Калкун, собирал полные залы в областной больнице. Таких специалистов в области гипноза в нашей медицине я больше не встречал.
Не заболеть помогают работа и спорт
— Я простудными болею редко, потому что много работаю. В выходные, например, на дачу ездим. Кто двигается, всегда здоровее. Но не нужно работать до изнеможения. Был случай, когда в нашу больницу поступил мужчина с болями в грудной клетке. Обследовали, оказалось, разрыв аневризмы аорты. Стали расспрашивать, а он на даче перекопал много соток, поднялось давление. Оказали помощь ему и перевели в кардиоцентр. Мой отец, ему 72 года, и мама, ей 70 лет, любят поработать в огороде, но каждый день понемногу, — рассказывает наш собеседник.
Долгое время Сергей Николаевич увлекался спортом, играл в баскетбол, и очень неплохо: входил в состав команды, которая выступала на первенстве города, выезжал на соревнования по баскетболу среди врачей. Теперь в этой команде играет его старший сын. Младший тоже занимается баскетболом, одно время выступал за юношескую сборную Беларуси.
Ходит на рыбалку и мечтает о внуках
О личной жизни и увлечениях Сергей Николаевич рассказывает охотно. Любит собирать грибы, ягоды, рыбалку. Самый большой улов — карп весом два килограмма.
Раньше ходили с семьёй в походы, теперь не хватает времени. Заграничному отдыху предпочитает белорусские места — озеро Свитязь, что рядом с родиной отца, Волпянское водохранилище. Увлекается историей, из последнего прочитанного — история Второй мировой войны.
Сергей Николаевич не любит долго разговаривать по мобильному телефону и сидеть в соцсетях. Изредка через странички детей заходит в «Инстаграм».
Кстати, медиков в своей родословной Сергей Николаевич может перечислять бесконечно. Его жена работает в госпитале. Оба сына тоже медики. Старший — судебный врач-психиатр, учится в академии при президенте, недавно женился. Младший — студент 5-го курса нашего медуниверситета. Доктор Лазаревич мечтает о том, чтобы один из будущих внуков продолжил медицинскую династию.