В четверг, 1 ноября, в горисполкоме прошло обсуждение генплана Гродно. Документ развития города рассматривали с точки зрения экологии. Все желающие жители могли услышать экологический доклад, высказать свои пожелания и замечания, а также задать вопросы специалистам УП «БелНИИПградостроительства» и гродненским чиновникам.
«Вечерний Гродно» уже писал о новом генплане, который сейчас вынесли на общественные слушания. Он будет реализован в двух этапах, каждый из которых будет рассчитан на пять лет: до 2025 года и до 2030 года. К этому времени по прогнозам специалистов население города вырастет с 370 до 405 тысяч человек. Несмотря на это, документ не предусматривает увеличение территории города, которая сейчас составляет около 14 200 гектаров. Жителям не будет тесно, потому что новые жилые микрорайоны и магистрали будут возводиться в Гранидичах и Ольшанке, а ещё некоторые многоэтажки построят в рамках уплотнения действующей жилой зоны.
Судьба автовокзала и строительство нового моста — каким будет Гродно через 10 лет
Здесь будут жить 65 тысяч человек — на месте будущего микрорайона «Грандичи» заложили капсулу
На «Девятовке» будет зелёная зона
Горожане спрашивали, каким образом будут формироваться зелёные зоны. Так, после утверждения генплана разработают отдельную программу по планированию схем озеленения города. А сейчас людей интересовала судьба территории возле строящегося православного храма в районе улиц Курчатова и Лиможа. По словам первого заместителя председателя горисполкома Андрея Жука, сквер там появится уже в следующем году.
Не хватает площадок для выгула собак
Представитель экологической организации Томаш Сахарчук затронул тему площадок для выгула собак и предложил властям вместе с жителями создать типовой проект, который потом можно будет использовать для строительства таких площадок во всём регионе. По мнению гродненца, такая площадка должна быть огорожена, там необходимы снаряды для собак, а также урны и автомат для дог-пакетов. За такими площадками могли бы следить местные активисты в каждом районе.
— Если на это нет бюджетных денег, то можно привлечь внебюджетные. Сейчас главное — согласовать места для таких площадок и получить разрешение на их строительство, — уверен активист. — Владельцы собак платят налог, какую-то часть денег можно было бы направить сюда.
На велосипеде по Неману до «Юбилейки»
Лидер движения «ВелоГродно» Юлия Коледа считает, что многие экологические проблемы можно решить с помощью велосипеда, но для этого в городе не достаточно инфраструктуры. Она предложила рассмотреть варианты развития велосети в микрорайонах и предусмотреть гаражи для хранения двухколёсного транспорта, так как сама, например, носит свой велосипед на 4 этаж.
Правда, гости из Минска, представляющие доклад, не верят, что за 10 лет гродненцы пересядут на велосипеды.
— Людей сложно заставить сесть на велосипеды, потому что в городе всё делается для автомобилей, а не для велосипедистов, — уверена Юлия. — Мы в свою очередь будем делать всё, чтобы гродненцы пересаживались на велосипед.
«Нужно забрать метр у проезжей части» — как разделить пешеходов и велосипедистов
Более тысячи велосипедистов проехали по городским дорогам
На Старом мосту для пешеходов и велосипедистов ничего менять не будут
Кстати, с 1 ноября вступил в силу нормативный документ, который предусматривает одно парковочное место для велосипеда на 10 квартир.
Новый генплан предусматривает строительство велодорожек вдоль магистралей. А вот сделать это в историческом центре, где узкие тротуары, проблематично. Зато в Гродно может быть реализован проект, который свяжет велосипедными дорожками жилые микрорайоны, а также парки и зелёные зоны. То есть можно будет совершить прогулку вдоль Немана, доехать до Лососянки, а оттуда — до Юбилейного озера.
Замковая станет пешеходной, а Калючинская — нет
Беспокоил гродненцев исторический центр. Житель улицы Калючинской Евгений Дорогуш рассказал, что за последнее время его улица стала «улицей баров» и автомобилей, но там нет ни одного дерева. Гродненец спросил, реально ли сделать улицу пешеходной. Андрей Жук ответил, что этот вопрос обсуждался, но на данный момент сделать её пешеходной невозможно. Нужна подготовительная работа и перехватывающие парковки. Пока же на Калючинской планируют установить горшки с цветами, а полноценное озеленение возможно тогда, когда она станет пешеходной.
А вот прогуляться по Замковой можно будет совсем скоро. Улицу закроют для движения транспорта, а проехать по ней будут иметь право только жители близлежащих домов и спецтранспорт.
За судьбу исторического центра беспокоиться не стоит
Председатель Гродненского горисполкома Мечислав Гой, который позже присоединился к обсуждению и долго отвечал на вопросы горожан, рассказал про программу регенерации старого города, которая предусматривает восстановление исторических зданий. Такие положительные примеры в Гродно уже есть, когда бизнесмены покупают здание и восстанавливают его под торгово-офисные центры или точки общепита.
На Тельмана показали идеальный город
Ещё одной горячей темой обсуждения стала вырубка деревьев. Мэр заверил, деньги на новые деревья есть. Вместо спиленных деревьев посадят новые, в том числе и на Индурском шоссе, где в нынешнем году расширяли проезжую часть.
Станут ли бесконтактные троллейбусы основным транспортом в городе, когда на мостах на Поповича и Румлево пройдёт капитальный ремонт? Какую опасность таят искусственные цветы и куда их выбрасывать, а также о сокращении санитарной зоны, загрязнении воздуха и о том, и есть ли шанс воссоздать в парке Жилибера ботанический сад, читайте в следующем номере «Вечернего Гродно».