Александр Ильич руководил городом семь лет, с 2001 по 2008 год. Это время запомнилось масштабными работами по строительству и реконструкции.
— Стояла задача — навести порядок в городе. Но решать вопрос надо было комплексно, а не выдёргивать один объект. Например, делали сразу все въезды в город, затем постепенно всю Советскую, Социалистическую улицы, стадион для метателей. Может, мы что-то не так и делали, но центр — это было святое. И было железное правило: не сделай хуже. В результате 2002 год мы встречали с перекопанным городом. Это был мой первый год. Потом набрался опыта и все работы старались закончить до холодов, — вспоминает Александр Ильич.
Недавно посетил «Крышу мира» в здании ТД «Неман», посмотрел оттуда на город и был удивлён.
— У меня болит душа за город. Есть хорошее — в Колбасино появились дома с цветными фасадами. Гродножилстрой — наше огромное благо, так как строит самое дешёвое жильё. И вместе с тем — наша проблема. Вот появилось пятно. Кто строит? Жилстрой. Центр подавляется многоэтажками. Мне приходилось быть в Бонне — в центре нет домов выше четырёх этажей, всё остальное под землёй, — рассказывает Александр Ильич. — Сейчас в планах застройка Пролетарской, Лидской. Но зачем сюда тащить жильё? Настроим коробок ближе к центру города, а через 20 лет как это будет смотреться? Мы же хотим делать город туристическим.
Александр Ильич признаётся: большое влияние на его мировоззрение оказал главный архитектор области в то время Анатолий Пархута, хотя с ним часто приходилось спорить.
— Мне как главе города надо было вчера, а ему — завтра. Он всегда думал, а что будет через 15–20 лет. Говорят же: плохой начальник на полгода думает, а хороший — хотя бы лет на пять.
Письмо от жены Клинтона
По мнению Александра Ильича, нужна концепция, которая делала бы город лучше и красивее.
— Одно из удачных решений — здание рядом с домом Союза поляков на Дзержинского. На этой улице был кирпичный завод, сегодня на его месте стоянка. Там подвалы огромнейшие, они в земле так и остались, мы их засыпали, потому что хорошего проекта, что там сделать, не было. Поляки хотели строить аквапарк. А когда узнали, что жителей в городе 307 тысяч, отказались, мол, чтобы аквапарк окупился, нужно не меньше 500 тысяч.
Центр города, считает Александр Ильич, нужно сохранить в нынешнем виде. В годы его руководства активно обсуждался вопрос сделать Большую Троицкую улицу пешеходной. Этот вопрос актуален до сих пор.
— Был один случай. В своё время мы реконструировали стадион. И тогда пошёл слух, что мы уничтожаем старинное еврейское кладбище. Как раз в это время во всём мире были пикеты по защите еврейских захоронений. И вот жена Клинтона написала письмо по этому поводу нашему Президенту. Пришлось даже ехать в Минск. И кстати, с нашими еврейскими организациями у нас проблем не было, потому что они знали ситуацию.
Что касается реставрации Старого замка, мнение Антоненко неоднозначное.
— У меня сохранился проект, который разрабатывал Бочков (архитектор нового Старого замка в Гродно. — Прим. авт.) лет десять назад. И по задумке должно получиться красиво. Хотелось бы, чтобы независимо от эпохи, он был близок к оригиналу. Меня удивило, когда я узнал, что для отделки Коложи строители использовали современные материалы. Может, мне что-то не нравится, но это лучше, чем ничего. Я и в Несвиже был. Всё это мало похоже на реставрацию.
Строить помогали предприятия
За годы руководства Александра Антоненко территория города приросла почти наполовину. Гродно четыре раза занимал первые места по социально-экономическому развитию и дважды — по благоустройству. Город был и на Доске почёта.
— Мы строили не только за счёт бюджета, но и напрягали предприятия. Например, ремонт Румлёвского моста делали энергетики. Заставляли перекладывать тротуары. С «Азотом» договорились и вместо кривых клёнов на въезде в город засадили участок деревьями. Теперь там можно сделать парк. Не все директора нас понимали, некоторых заставляли. Но большинство понимали запросы города.
О работе Александр Ильич думал 24 часа, 80 процентов времени проводил в городе.
— У меня губернатор мог спросить, сколько кранов или людей работает на объекте. По городу таких объектов 200, и я должен был это знать. Контроль был жесточайший. Раз дал поручение — не выполнили, второй раз, на третий человек уже работать не будет. Это было примером для других.
Самое большое достижение, считает Александр Ильич, что, несмотря на проблемы с деньгами, выплатой зарплаты, давление, разницу в подходах и характерах, удалось сохранить командный дух.
— Мы берегли кадры. Необязательных ставили в рамки. Если не получалось, переводили на работу по способностям. Но была главная цель — сделать Гродно современным городом, — признаётся бывший мэр. — К сожалению, я не успел закончить реконструкцию Дома офицеров. Это должен был быть самый большой концертный зал в городе. Снесли теннисные корты возле ФОКа. На их месте планировали новый большой корт с тремя крытыми и четырьмя закрытыми площадками. Были деньги, проекты, но реализовать не удалось, так как поменялись приоритеты.
Деньги в бюджете есть всегда, вопрос в том, как их тратить
После семи лет руководства городом Александра Антоненко избран депутатом Палаты представителей Национального собрания.
— Депутаты должны были быть фильтром всех законодательных инициатив. Внести какие-либо изменения было сложно, потому что нужно было согласовать их с 25–30 ведомствами, а после включить в план работы Палаты представителей на год, — говорит Александр Ильич.
Одна из функций — формировать бюджет. По словам Александра Антоненко, надо выбирать, на что тратить бюджетные деньги, на окна в школах или красивый объект.
— Однажды я был в коррекционно-развивающем центре на БЛК. Тогда понял, что окна иногда главнее.
С долей иронии говорит Александр Ильич о Законе о тунеядстве:
— Если думаете, что этот налог был придуман впервые, то это не так. Почитайте книгу братьев Стругацких «Град обречённый». Я никогда не думал, что это будет реально воплощено.
Верит в науку и здравый смысл
Александр Ильич родом из Славгорода Могилёвской области, но Гродно за 40 лет стал для него родным. Здесь родились его дети. Сын работает начальником финансового отдела в Гродноэнерго, дочка — экономист в банке. Внук Владимир — участник олимпиад по химии, физике, математике.
Вместе с семьёй живёт в доме в Барановичах. Там есть небольшой огород, за которым, несмотря на почтенный возраст (ей 92 года), следит тёща. Любимые места отдыха, признаётся он, гродненские окрестности — Юбилейное озеро и Поречье. Самое большое увлечение — интернет.
— Новости о городе рассказывает жена, кое-что узнаю из мировой сети. Раньше интересовался городом, сейчас слежу за тем, что происходит в соседних странах с точки зрения того, как это отразится на Беларуси. Я сейчас человек мира, — улыбается Александр Антоненко. — Пробовал в социальных сетях вступать в дебаты, но понял, что это бесполезно. Убеждённых людей не переубедишь, а с остальными чего спорить? Некоторые прежде всего начинают искать недостатки. Активные комментаторы ведь кто? Те, которые постоянно критикуют. А я по натуре такой с детства.
Интернет, признаётся Александр Ильич, потеснил даже книги. Но они с ним по-прежнему рядом. В последнее время, говорит, большое влияние оказали независимые экономисты, поэтому читал Фридмана, Тоффлера.
— Я не верующий. Надо верить или в Бога, или в науку. А я верю только в здравый смысл. Хотя у нас люди как-то умудряются верить и в то, и в другое.
Праздники Александр Ильич отмечает в кругу семьи.
Больше всего в людях он не приемлет двуличие и необязательность. Врагов, говорит, у него нет, но недоброжелатели обязаны быть, иначе, значит, ничего не добился в жизни.
По словам Александра Ильича, самое плохое, когда уходят мечты — тогда начинаешь стареть. Что касается большой политики, не готов посвятить жизнь этому.
— Это серьёзное дело: если берёшься, нужно забыть обо всём остальном. Когда я работал, должен был и проводил политику государства. А сейчас я человек свободный.
Справка «ВГ»
Александр Антоненко сделал в Гродно карьеру от мастера Гродненского производственного объединения по выпуску техоснастки до председателя горисполкома. После избирался депутатом Палаты представителей Национального собрания, возглавлял в Гродно филиал Банка развития.
Работал инструктором и консультантом Гродненского горкома и обкома КПБ, начальником Государственной налоговой инспекции по г. Гродно, заместителем и начальником инспекции Государственного налогового комитета по Гродненской области, начальником отдела Гродненского областного управления АСБ «Беларусбанк», заведующим финансовым отделом.
Окончил Ленинградский финансово-экономический институт имени Н. А. Вознесенского (по специальности экономист), Академию управления при Президенте Республики Беларусь.
Награждён медалью «За трудовые заслуги», Почётной грамотой Совета Министров Республики Беларусь, Почётной грамотой Национального собрания Республики Беларусь.