Продолжаем рассказ о воинах гродненского гарнизона, погибших в Русско-японскую войну 1904–1905 годов.
Машина времени: Ожившие имена героев, павших на «сопках Манчжурии». Часть 1
Офицеры пехотных полков гродненского гарнизона были командированы или переведены в другие полки, направленные на театр военных действий сначала для пополнения, а затем для восполнения военных потерь. Шесть из девяти погибших офицеров-пехотинцев пали в сражении при Ляояне в августе 1904 года: В. П. Соколов, С. П. Мирчуков, В. С. Кричинский, С. М. Аггеев, В. И. Минин, А. И. Иевлев.
Подполковник Виктор Павлович Соколов с началом Русско-японской войны был переведён из 101-го Пермского пехотного полка на Дальний Восток в 215-й Бузулукский командиром 3-го батальона. К этому времени это был заслуженный офицер предпенсионного возраста (52 года), кавалер четырёх орденов. Виктор Павлович — участник Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В Гродно жил с семьёй, женой и четырьмя детьми, с 1899 года. В Ляоянском сражении в бою на Янтайских копях подполковник Соколов возглавил атаку батальона и был тяжело ранен. Под непрерывным ружейным огнём японцев солдаты вынесли своего командира, но спасти его не удалось — в тот же день, 20 августа 1904 года, он скончался.
В этот день 215-й Бузулукский пехотный полк потерял на Янтайских копях убитыми, ранеными и пропавшими без вести значительную часть состава: 18 офицеров из 42, 438 нижних чинов. Среди погибших оказался ещё один «гродненец», подпоручик Сергей Маркович Аггеев, до войны служивший в 102-м Вятском пехотном полку. Известно, что он выходец из крестьян, окончил Виленское пехотное юнкерское училище. В Гродно служил с 1902 года. Ему было всего 25.
Рядом с 215-м Бузулукским при Янтайских копях сражался 216-й Инсарский пехотный полк, где 4-й ротой командовал штабс-капитан Виктор Иванович Минин. После окончания военного училища он попал в престижнейший лейб-гренадерский Екатеринославский гренадерский полк, дислоцировавшийся согласно своему статусу в Москве.
Лучшего начала для карьеры не придумаешь. Но что-то не заладилось, возможно из-за недворянского происхождения, и в 1898 году Виктор Иванович оказался в Гродно в 171-м Кобринском пехотном полку в невысоком для 39-летнего военного чине штабс-капитана. Хотя итоги аттестации за год до войны звучали совсем неплохо: «Очень способен, отлично подготовлен». Виктор Иванович прибыл на фронт 27 июля 1904 года и менее чем через месяц, 20 августа 1904 года, был убит при Янтайских копях.
Особой трагедией стала война для семьи капитана Мирчукова, в мирное время капитана 102-го Вятского полка. Казармы этого подразделения до сих пор сохранились в Гродно на Красноармейской улице. Отправленный на фронт командиром 9-й роты Восточно-Сибирского стрелкового полка Сергей Петрович Мирчуков был убит при Ляояне 20 августа 1904 года. Не оправившись от горя, его жена Мария Яковлевна Кольчак скончалась 9 ноября этого же года. Опеку над пятью детьми, младшему из которых было 8 лет, взяла сестра Марии Яковлевны.
139-й Моршанский пехотный полк был направлен на Дальний Восток из Подмосковья в 1903 году. В мае в качестве пополнения сюда попал штабс-капитан 102-го Вятского пехотного полка Василий Степанович Кричинский.
На момент начала войны ему исполнилось 34 года, и практически вся его военная биография связана с городом Гродно, где уроженец Владимирской губернии служил с 1886 года. В «японскую» 139-й Моршанский пехотный полк понёс страшные потери, что стало причиной написания однополчанином Кричинского Ильёй Шатровым вальса «На сопках Маньчжурии». Сам же штабс-капитан Василий Павлович Кричинский погиб 19–20 августа 1904 года в бою при деревне Сыквантунь в ходе Ляоянского сражения.
Ещё одним офицером гродненского гарнизона, погибшим при Ляояне, стал Александр Иванович Иевлев, подпоручик 6-го Сибирского пехотного Енисейского полка, ранее служивший в Гродно в 171-м Кобринском (1901–1904). Александр Иванович не дожил нескольких дней до своего 24-летия.
Одной из самых славных и героических страниц Русско-японской войны стала героическая оборона крепости Порт-Артур. Более полугода 200-тысячная японская армия пыталась взять этот важный пункт — базу российского флота с 38-тысячным гарнизоном. Почти половину армии потеряли японцы за это время. В составе защитников Порт-Артура был бывший «гродненец» штабс-капитан Иван Иванович Яковлев, командир 11-й роты 14-го Восточно-Сибирского полка. В отличие от других офицеров гродненского гарнизона, направленных в действующую армию с началом войны или в ходе неё, Иван Иванович покинул Гродно ещё в 1901-м, прослужив 11 лет в 101-м Пермском пехотном полку.
Одним из первых крупных столкновений между русскими и японскими войсками стал бой при Вафангоу в июне 1904-го. В этом сражении 2 июня погиб подпоручик Александр Петрович Бабин.
Пять лет из отведённых ему двадцати шести он прожил в Гродно, проходя службу в 103-м Петрозаводском пехотном полку.
Последний и самый юный из этого списка четырнадцати офицеров гродненского гарнизона — подпоручик 101-го Пермского пехотного полка Константин Константинович Фёдоров. На момент смерти от ранения (15 ноября 1904 года) ему был 21 год. Отслужив год после окончания Павловского военного училища, в Гродно он был командирован в отправляющийся на фронт 9-й Ингерманландский пехотный полк.