«Будешь мешать — в реку бросим»
Выложенное из красного кирпича здание высотой несколько метров величаво стоит возле грунтовой дороги в садовом товариществе «Связист», что рядом с деревней Жукевичи. Часовня «связывает» по крайней мере три столетия — первое точное упоминание о ней относится к апрелю 1885 года. Чудом сохранилась медная табличка, в которой говорится, что «сия часовня возобновлена в память рождения сына Валентина» у семейства Лавровых. Однако Владимир Дорош считает, что часовня построена значительно раньше.
— На табличке сказано, что часовня была «возобновлена». Значит, она действовала и до этого, но по каким-то причинам пришла в негодность. А строили тогда хоть из дерева, но на совесть. Сколько нужно, чтобы долговечная смолистая древесина испортилась? Не меньше века, — уверен дачник.
Как вспоминает священник, к 1970-м годам часовня накренилась, крыша развалилась и стала протекать, а крест исчез. В 1992 году взялись за реконструкцию. Но не все одобряли, по сути, строительство нового храма.
— Председатель колхоза был ударником соцтруда. Первоначально он не хотел восстанавливать часовню. Я нанял двух работников из Гродно. Так он им сказал: «Хотите восстанавливать — сделайте мне дорогу к дому». А мужики ему ответили: «Будешь мешать — в реку бросим». После этого никаких препятствий не было, — вспоминает Владимир Дорош.
Строили всей деревней
Для стройки привезли 12 тысяч кирпичей — и это несмотря на тогдашний дефицит. Жестяную крышу сделал местный жестянщик. А вот крест привезли из Друскининкая. Кроме того, строители нашли в земле под полом ту самую табличку 1885 года.
— На всё ушла ровно неделя. Жители были за, даже здешние католики одобряли. Помогали чем могли. Старички кирпич складывали. Многих из них уже давно нет в живых, но они оставили о себе память, — продолжает рассказ священник. — Когда часовню открывали, её освятил архиепископ Гродненский и Волковысский Валентин. Имя Валентин оказалось судьбоносным для часовни. История повторяется.
В храме с трудом поместятся четыре человека. Сельчане принесли иконы, молитвословы, есть небольшая скамейка для молящихся. Сердце часовни — распятие со времён перестройки 1885 года. Его не пощадили ни время, ни человек.
— По моим наблюдениям, подобные распятия есть в нескольких храмах страны. Мастер был первоклассный, лик Христа передан необыкновенно. Но краска уже осыпалась. Да и кто-то примерно в 1970-е годы процарапал линии как раз по глазам Христа. Думаю, участь этого человека незавидна, — говорит Владимир.
Рядом с часовней было кладбище?
По мнению нашего собеседника, часовня появилась неслучайно. Предположительно в нескольких метрах от здания некогда было кладбище. Местность усыпана камнями, некоторые из них напоминают надгробные. Покрытые мхом, кое-где они выложены ровно в ряд. Это могло быть каменной оградой.
— Есть поверье, что во время восстания Кастуся Калиновского здесь стоял казачий отряд. Местные напоили казаков, а повстанцы ночью их всех убили. Тут и похоронили, — рассказывает Владимир Дорош.
Ещё одна тайна, которая не даёт покоя дачнику, — кем были те самые Лавровы, которые решили восстановить часовню в память о новорождённом сыне.
— Лавровы — фамилия не местная. Значит, приезжие. Наверняка работали на помещика, были наёмными учителями, врачами или душеприказчиками. Этот сын был для них первым ребёнком. Или они его долго ждали. Или это был первый мальчик в семье. Версий можно выдвигать много, — говорит Дорош.
Сами приходят и молятся
Сегодня в часовню может попасть любой желающий. Она не запирается на замок. Несмотря на это, из часовни не пропала ни одна вещь, хотя старинные иконы представляют историческую ценность. Внутри царит порядок. Люди заботятся о здании: сажают цветы рядом, убирают внутри.
— Приходят молиться, если кто-то умер в семье. Недавно застал молодого парня, он читал псалтырь, — добавляет Владимир.
Священник немало вложил в реконструкцию часовни, и говорит, что всё делал искренне.
Фото Наталии Дорош и Вадима Венского