Поучаствовать в побоище «стенка на стенку», пообщаться с Ястребиным Когтем, увидеть настоящих джигитов, а также примерить многокилограммовые рыцарские доспехи можно было во время 18-го фестиваля славянских единоборств. Масштабный исторический слёт реконструкторов и любителей старины прошёл у Кургана Славы в воскресенье, 6 мая.
В полдень у подножия кургана собралось 40 команд-участниц. В то время как представители силовых ведомств — кадеты и курсанты правовых классов и военных факультетов пограничники, сотрудники ОМОНа, военнослужащие — выстроились шеренгами, стоявшие рядом представители военно-исторических клубов разместились под своими знаменами. Среди развевавшихся стягов можно было узнать «Колюмны», в символике другого клуба фанаты «Игры престолов» увидели герб Винтерфелла, дома Старков.
Гости со всей Беларуси создали настоящую атмосферу Средневековья. Кроме гродненских исторических клубов («Аридан», «Дружина Патрика», «Кром»), в фесте приняли участие клубы «Дзень велічы» из Лиды, «Волковысская хоругвь», минский «Орден Сантьяго де Компастелла» и многие другие. Более 200 участников схлестнулись в непримиримых рыцарских боях, состязались на точность в турнирах лучников, проводили мастер-классы и показательные выступления.
Бей, славяне!
Стартовал фестиваль с народной славянской забавы — боя стенка на стенку. Показать молодецкую удаль мог любой желающий. Оголяй торс и становись в строй! За пару минут в противоположных «стенках» образовалось по 20 бойцов. Бок о бок были как безусые юнцы, так и взрослые мужи. Некоторые выходили в одних подштанниках.
— Славяне всегда стремились к духовному и телесному совершенству. Доказать свою мужественность можно боем стенка на стенку, — объяснял ведущий. — Правила простые: не бить, а толкать плечами. Если прорвался сквозь чужой строй, возвращайся в конец своего и толкай дальше.
Сцепившись руками, орущие и ухающие «стенки» идут друг на друга, словно заклятые враги. Схватка занимает не более 15 секунд, пока один строй не отталкивает противников на исходные позиции. Пока основной строй отдыхает, определяют победителя — с каждого лагеря вызывают по вожаку. Победит тот, кто повалит соперника на землю.
«Я так каждый день сгибаюсь, когда порядок дома навожу»
Если вы думаете, что быть джигитом могут только выходцы с Кавказа и Азии, то переубедить вас в этом может Руслан Алиев, основатель казачьего конного клуба «Ермак» из Бобруйска. По его словам, любой, кто овладеет искусством конной джигитовки, достоин звания джигита. И национальность, и даже пол в этом случае совершенно не играют роли. Важны лишь смелость и физические данные.
Оседлав лошадь и лихо накручивая круги, величаво поднимают левую руку ввысь 7-летние Владислав и Ярослав. Сыновей Руслана в первый раз посадили в седло в 6 месяцев, а самостоятельно ездить они могли уже с 3 лет! Пока лошадь неспешно идёт в аллюре, ребята в белоснежных рубахах и черных папахах демонстрируют фигуры высшего конного пилотажа — запрокидывают обе ноги на одну сторону, держатся вниз головой, виртуозно на ходу машут нагайкой.
Глядя на молодых наездников, женщины то и дело закрывают глаза руками. Одна флегматично говорит своему спутнику, когда ребята висят вниз головой на несущемся скакуне:
— Я так каждый сгибаюсь, когда порядок дома навожу. Но хлопцы, конечно, красавчики!
Кроме того, на лошадях и старшая дочь Руслана, и даже недавно родившая супруга. Под их управлением животные перепрыгивают через препятствия.
— С тюрского «джигит» переводится как лихой наездник, поэтому стать им может каждый. Необходимо обладать как физическими данными — уметь подтягиваться, быть пластичным, иметь сильные руки и ноги, так и быть смелым. Не каждый сможет на галопирующей лошади опуститься вниз головой, — говорит Руслан. — Трудно сказать, сколько времени займёт сделать из обычного человека джигита, но, думаю, за месяц управиться можно.
«С 20 метров в любого попаду, даже бегущего»
Мир знает его как Виталия. Но когда он берёт в руки лук, колчан с стрелами, то звать его нужно не иначе как Ястребиный Коготь. Уроженец Гродно, но сейчас живущий в столице, военнослужащий Виталий вернулся на родину, чтобы участвовать в турнире лучников. Он представляет минский клуб «Секерж» и «в теме» с 2010 года. О себе говорит просто: «С 20 метров в любого попаду, даже бегущего».
Вся его амуниция сделана своими руками, даже колчан и стрелы изготавливает сам. А вот лук пришлось покупать: около 150 долларов отдал известной в узких кругах польской фирме, которая специализируется на создании средневекового вооружения. Эта фирма, к слову, делала луки для известного сериала «Ведьмак».
— Одна стрела делается минут десять. Больше всего подходят «неколкие» породы — берёза, ясень, ель, но не сосна. На оперение идут перья индюков и ворон, но лучше всего подходят утиные, так как они не восприимчивы к влаге, — поясняет Ястребиный Коготь.
Умение обращаться с луком — второстепенное в арсенале Виталия. Обычно он выступает как ордынский воин из армии Чингисхана, но из-за проблем со шлемом переоблачился в лучника.
Без разрешения противника меч поднимать запрещено
Без сомнений самым зрелищным эпизодом феста стало рыцарское соревнование «Щит и меч». Оно было стилизовано под средневековый турнир, где закованные в доспехи рыцари сражались за даму сердца.
Не секрет, что доля рыцаря очень сложна. Мало того что на тебе висит до 30 килограммов железа и кожи, так в жару ты точно не замерзнёшь. Когда обвешанный в латы и одежду воин проходил мимо тебя, казалось, что мимо кто-то проносил мешок, куда сбросил кастрюли, тарелки и прочую кухонную утварь. Двигаться в таком облачении крайне затруднительно, однако наши рыцари умудряются в таком «скафандре» наносить удары мечом противнику и уходить от его ударов! При этом мир рыцарь видит сквозь узкие щели в шлеме, который у многих воинов в многочисленных выемках от ударов мечей.
Сам рыцарский баттл проходил в формате выбывания: победитель шёл дальше, проигравший выбывал. Схватка длилась полторы минуты, и за это время нужно было нанести как можно больше ударов в «смертельную» область соперника — голову грудь, локти и колени. Колоть запрещалось, но, чтобы не допустить увечий, остриё меча было затуплено. К слову, средний меч весит 2 килограмма. Для защиты можно было использовать гербовый щит.
Раунды вышли бескомпромиссными: даже видавший виды ведущий, сам из рыцарей, отмечал, что воины сегодня как никогда кровожадны:
— Жаркие бои мы видим сегодня, словно под Грюнвальдом, — говорил ведущий.
У одного бойца сломался меч. По правилам, судьи и дама должны разрешить ему заменить оружие. А у другого участника меч попросту выпал — поднять его нельзя без разрешения противника. Но так как в этом виде спорта до сих пор чтят традиции благородства, меч всегда возвращается владельцу, пояснял ведущий.
«Когда мне в первый раз прилетело по шлему, я запомнил запах горящего металла»
Рыцарь в чёрной рубахе снимает шлем и осторожно бросает его на землю. Только что гродненец Кирилл из «Дружины Патрика» выиграл свой бой. Кирилл — опытный воин, «воюет» уже четвертый год, а темой средневековья увлекается двенадцатый год. Днём парень носит спецовку инженера-строителя на «Гродно Азот», а вечером облачается в чёрные доспехи. Тренироваться надо каждый день, иначе утратишь форму.
— На таких фестивалях воин проводит в среднем четыре или пять боев. Без подготовки турнир не выиграть. Считаю, мужчина должен чем-то заниматься, а не сидеть дома перед телевизором и играть в «литрбол», — говорит Кирилл.
Три года назад, не выдержав постоянного отсутствия мужа дома, жена Кирилла подала на развод. «Она не была увлечена этой темой так, как я. Поэтому, если и искать женщину, то только из нашей тусовки», — даёт совет начинающим реконструкторам Кирилл.
Самым молодым рыцарем на турнире стал 16-летний Александр из Гродно. Сегодня состоялся его первый бой, который завершился для школьника победой над взрослым и опытным противником. К выходу на ристалище готовился с прошлой осени. Когда дрался, тяжести доспехов (30 килограммов) не чувствовал.
— Когда видишь соперника, всё забывается, остаются инстинкты. А мой инстинкт один: сокрушай! — улыбается Александр, которого обнимает радостная мама. — Когда мне в первый раз прилетело по шлему, я запомнил запах горящего металла, когда выбивают искру.
«»