X

Проезд в маршрутках до Минска подорожает? Частные перевозчики теперь должны работать по новым правилам

С 26 февраля частные нерегулярные перевозчики должны работать по новым правилам: заключать договоры с оператором, отправляться только с автовокзала и ездить по утверждённым расписанию и маршруту. Чем это чревато для пассажиров, узнавала корреспондентка «ВГ».

Что изменилось для частников

Нововведения, принятые изменениями в закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и постановлением Минтранса № 7, коснулись в основном маршруток, которые выполняют нерегулярные перевозки, но фактически ездят в конкретное время и по одному и тому же маршруту. Под эту категорию попали, к примеру, маршрутки на Минск, большинство из которых отправляется с железнодорожного вокзала.

Теперь частники, которые хотят выполнять международные, междугородние, пригородные или городские пассажирские перевозки, должны заключать договор с оператором или заказчиком (Минтранс или исполкомы) и направлять своё предложение на конкурс-тендер (на конкурсе учитывается количество автопарка перевозчика, опыт работы фирмы, комфортабельность транспорта, стаж водителей и их нарушения ПДД). Также нужно предоставить расписание движения с указанием времени выезда и прибытия и маршрута. Забирать пассажиров или высаживать их можно только с автовокзала или в специально предназначенных местах. В маршрутках должны быть установлены кассовые аппараты и специальные устройства, с помощью которых налоговая видит, сколько билетов продано. Эта информация будет и в Транспортной инспекции. Если не вышел в рейс, съехал с маршрута и это вошло в привычку, лишат маршрута, а фирма или ИП заплатят штраф и рискуют остаться без транспорта.

К нерегулярным относятся только заказные перевозки (обслуживание свадеб, похорон, доставка рабочих к месту работы и обратно, в командировку, турпоездки, поездка группы с одной целью) и такси. В этом случае перевозчик должен только уведомить исполком о своей деятельности. Работа нерегулярных перевозчиков определяется заказом-нарядом, пояснил заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Иван Малевский.

Перевозчики вышли на работу на свой страх и риск

Нововведения вызвали резонанс среди частников. Они уверены, что из-за этого сильно подорожает проезд в маршрутках, а клиентов они потеряют. В понедельник, 26 февраля, часть перевозчиков отказалась работать, остальные вышли в рейсы на свой страх и риск, ведь теперь нерегулярных перевозчиков могут оштрафовать. Более 50 фирм уже получили уведомления с предупреждениями об изменениях в законодательстве и об ответственности за незаконную перевозку пассажиров.

— В новых условиях легче работать не будет. Чтобы отправляться с автовокзала, нужно заключить договор и платить каждый раз за въезд – выезд 12 рублей, ещё 3 % — за то, что расчёт будет по безналу. Плюс 15 % — с пассажиров. Кроме того, нужны специальные телефоны, чтобы со спутника нас можно было контролировать, едем ли мы по времени и по заданному маршруту, — рассказал один из водителей маршрутки на Минск.

Сейчас частники забирают клиентов с ближайших к их дому остановок, а вечером останавливаются в удобных местах. Теперь же посадка-высадка пассажиров будет привязана к автовокзалу. К тому же добраться на таких маршрутках в Минск можно за 3,5 часа, в то время как регулярные перевозчики едут около 5 часов. Есть вопрос и с размещением: в Минске всего один автовокзал, развернуться там все маршрутки не смогут. Кроме того, за бортом окажутся ИП, у которых одна машина, так как конкурировать с фирмами, где большой автопарк, уже не смогут.

Related Post

— Частники маршруты свои накатали, а теперь нам нужно отдать своих клиентов. Вот водитель. — Показывает на отъезжающую маршрутку один из водителей на железнодорожном вокзале. — К нему люди как мухи летят, он разговорит, конфетами завлекает, так у него загрузка 15 человек, у меня пока 2. И всё равно поеду, а другой — вряд ли.

По словам частников, они, как и другие перевозчики, платят налоги, дважды в год проходят техосмотр, оформляют страховку на транспорт и страхуют пассажиров. Имеют свой автопарк и машины — как правило, почти новые и комфортабельные: есть Wi-Fi, зарядка для телефона, телевизор. В случае поломки машину есть чем заменить, в крайнем случае посадят пассажира к другому перевозчику.

Операторы: все должны работать в равных условиях

Операторы и контролирующие органы уверены, что фирмы должны работать в равных условиях, а принятые меры помогут навести порядок в сфере пассажирских перевозок.

— Если маршрутка отправляется по одному и тому же маршруту, в одно и то же время, значит он регулярный перевозчик и должен выполнять соответствующие требования. А сейчас как? Частники, как правило, не дают проездные билеты, а по чекам, которые они предоставляют, отчитаться потом, например, командировочному в бухгалтерии нельзя. У них нет заказчика, а сумма в заказ-наряде проставляется только по окончании поездки и может быть любой, — говорит начальник отдела перевозок и маркетинга ОАО «Автобусный парк города Гродно» Дмитрий Пацуй.

Как объяснил заместитель директора ГП «Оператор пассажирских перевозок» Владимир Новик, сейчас маршрутчики едут как хотят: нет ни расписания, ни маршрута. Время отправления зависит от загрузки маршрутки, и, если будет один-два человека, водитель вовсе может не выйти в рейс. И проверить или наказать таких перевозчиков по закону нельзя. По новым правилам пассажир будет застрахован от таких случаев. Он будет точно знать время отправления и прибытия автобуса. В случае ДТП сможет рассчитывать на страховые выплаты. Кроме того будет соблюдаться режим труда и отдыха водителей. А что касается отправления с автовокзала, маршрут можно составить таким образом, чтобы забрать пассажиров с остановок в микрорайонах.

К слову, сейчас в ГП «Оператор пассажирских перевозок» на рассмотрении 11 заявлений, по одному уже согласован маршрут с автопарком.

Справка «ВГ»

По данным филиала Транспортной инспекции по Гродненской области, на междугородних, пригородных и городских линиях в регулярном сообщении в области зарегистрировано 703 перевозчика. В прошлом году к административной ответственности привлекли 36 междугородних регулярных перевозчиков. Сумма штрафов — более 3260 рублей. Чаще всего они нарушали правила перевозки пассажиров и работали без лицензии и с нарушением условий лицензии.