Как проверяющим минимизировать вмешательство в работу бизнесменов, во сколько раз за пятилетку сократилось количество проверок и почему предприниматели хотят не противостояния, а сотрудничества обсуждали во время заседания общественно-консультативного совета при Гродненском облисполкоме. Встреча более 50 представителей контролирующих органов, госслужащих и ведущих бизнесменов состоялась в четверг, 1 февраля.
Почему декрет №7 — это важно?
В конце 2017 года вступил в силу декрет №7 «О развитии предпринимательства». В деловых кругах документ приняли с воодушевлением. Ожидается, что его применение упростит ведение своего дела в стране и оздоровит бизнес-среду, которая не раз просила больше «свободы» для частной инициативы.
Вместе с тем, помимо декрета №7, в конце прошлого года Президент подписал семь указов, стимулирующих самозанятость и открытие собственного дела. Так, вдвое увеличен список работ, для которых не требуется регистрация в качестве ИП. Также расширен перечень видов деятельности для ремесленников, которые можно вести по заявительному принципу без регистрации ИП. Ремесленники теперь могут продавать изделия не только на рынках или магазинах, но и торговать ими у себя в мастерских, доставлять или пересылать продукцию клиентам. Вместе с тем теперь они могут рекламировать товары, в том числе и в интернете. Сняты определенные запреты для владельцев агроусадеб.
Указ №345 предполагает упрощенные условия ведения бизнеса и снижения налогов для объектов торговли, общепита и бытового обслуживания в сельской местности. Теперь ИП для работы достаточно заплатить одну базовую в месяц в качестве налога. Налоги для юрлиц — 6% налога на прибыль. Стоит отметить, что принятые указы уже либо действуют, либо до их вступления в силу осталось буквально несколько недель.
Проверяющие должны объяснить, как теперь работать бизнесу
— Мы рассмотрим практику применения декрета №7 и принятых указов президента в конце 2017 года, стимулирующих развитие предпринимательства. Эти меры помогут создать благоприятный бизнес-климат в нашей области и стране, — отметил председатель Гродненского облисполкома Владимир Кравцов. — Частный сектор очень важен для нас. Это 32 тысяч зарегистрированных юрлиц и самозанятых физлиц, суммарно это 127 тысяч человек, работающих в этих организациях и на предпринимателей. Это 37% от числа экономически занятых жителей области. В местный бюджет от малого и среднего бизнеса в казну поступает 19% от общего количества налогов. Это очень значимый сектор экономики, и мы надеемся, что все принятые указы в прошлом году будут способствовать развитию. Заинтересованы мы и в создании новых рабочих мест.
По словам губернатора, задача государственных органов, в том числе и наделенных правом проверок, в контексте нового законодательства — не чинить препятствий, не сдерживать частную инициативу, а наоборот, стимулировать к созданию своего дела. Принятие новых законов стало возможным благодаря обсуждениям и консультациям с бизнесом.
— Специально для разъяснений норм декрета №7 при облисполкоме будет создана рабочая группа, которая помогать, объяснять новые правила бизнесменам, — добавил Владимир Кравцов.
Количество требований для бизнеса снизилось в 13 раз
С новым законодательством основными принципами для госслужащих станут презумпция добросовестности предпринимателя, минимизация вмешательства в его работу, а также профилактика нарушений, а не наказание, отметил председатель комитета экономики Гродненского облисполкома Андрей Свиридов. По его словам, деловая инициатива растет не только среди крупных бизнесменов, но и среди самозанятых. Так, с 2013 года число ремесленников в области выросло с 913 человек до 3517. Если в 2013 году работало 246 агроусадеб, то через пять лет — уже 325.
Начальник ИМНС по Гродненской области Лидия Семашко обратила внимание на действие указа №345. Каждая область сама определяла, где в сельской местности будет действовать особый режим налогооблажения. Так вот, в Гродненской области упрощенные правила работы в сельской местности распространяются на 97% всей территории региона, в то время как в Минской — только на территории двух районов. Кроме того, до 2020 года в стране не появится ни одного нового налога, а действующие будут подниматься только на уровень инфляции.
Позитивные изменения произошли и в двух самых «страшных» для бизнес-сообщества контролирующих ведомствах — санэпидемстанции и МЧС. Так, если раньше санврачи следили за выполнением предприятием 1056 пунктов, то сейчас таких требований осталось только 80 (меньше в 13 раз). Кроме того, санслужба будет делать упор на профилактическую работу. Примерно та же картина у МЧС: из 770 правил и требований обязательных к исполнению осталось только 62.
По итогам проверок будут начислять баллы
Меняется в целом и подход к проведению проверок. Раньше более 60 госорганов могли прийти на предприятие или в кафе и провести проверку. После декрета №7 такие права остались только у 39 организаций. По указу №510 для открывшихся объектов действует двухлетний мораторий на проверки.
Вместе с тем из арсенала проверяющих исчезнут плановые проверки — вместо них появятся лишь выборочные. По итогам такого контроля организациям будут выноситься своего рода штрафные баллы. Если баллов наберется слишком много, организации попадет группу высокого риска. В такой группе будут назначаться внеплановые проверки.
При этом проводить их нельзя чаще, чем раз в год. В целом для назначения внеплановой проверки у контролеров должны быть веские основания и неопровержимые доказательства.