Благородных оленей в Гродненской области начали разводить около десяти лет назад. В Августовском лесничестве до конца года планируют выпустить партию «на свои хлеба» в лес. Здесь их содержат в вольере площадью 127 гектар. Он выглядит как поле, окружённое лесом. Однако территория огорожена забором. Животные прекрасно размножаются и растут почти в естественных условиях. Захотят — отбегают, не захотят — смотрят на людей. Их только подкармливают.
Когда мы приехали в охотничий комплекс у деревни Кадыш, поблизости от Августовского канала, хозяйка охотничьего домика Лена предупредила, что появления оленей, как и ланей, можно ждать много часов. Они пугливы и чувствуют посторонние запахи, машины или человека, за сотни метров. Но нам повезло — животные подошли на кормёжку в специально оборудованную зону. Там как раз подложена подкормка, и самец и несколько самок с удовольствием подкрепились. Но как только мы начали приближаться к ним, конечно же, убежали в лес.
Нас сопровождал охотовед Михаил Горбач. Его работа — в контакте с дикими животными, может быть и опасной. Волки, кабаны, олени и лани не редкость в лесах Гродненского района. Как рассказал Михаил, охотники не раз спасались тем, что «взбегали» вверх по стволу, не умея лазать по деревьям. И даже травоядные олени могут вести себя непредсказуемо, особенно в период гона.
— А что вы будете делать, видя, как на вас бежит кабан-секач? — говорит охотовед. — Так случилось со знакомым егерем. Корпулентный мужчина, увидев животное, которое бросилось на него, обнаружил себя на сосне. А сосна была без нижних веток…
Интересно, что благородные олени появились в Европе миллионы лет назад, а потом почти исчезли. В Гродненском и Ивьевском лесхозах их разводят в вольерах. Для Ивьевского лесхоза закупили несколько десятков особей в Литве и поселили около деревни Лежневичи. В Гродненском районе близ приграничного Кадыша обустроили зону для разведения и подкормки. Загон разделён на малый и большой вольеры. Первый — свободное от леса пространство (поле) с кормушками, вышкой для пересчёта. Большой — это лес, водопои, тут животные чувствуют себя в естественной среде. Судя по тому, что самки регулярно приводят по одному-два оленёнка, живётся им неплохо.
Есть опасность — волки, которые в голодные времена могут сделать подкопы под вольер, но пока таких эксцессов не случалось. Волк ведь, ко всему прочему, зверь разумный, к безрассудству склонен разве что в дни и недели оленьего гона.
Осенью в такие дни к вольеру приходят лесные собратья благородных оленей. И прямо через сетку заграждения начинается «выяснение отношений» между самцами. Громкий трубный звук стоит по всей околице, и в стычке, словно копья, сцепляются через металлическую сетку рога соперников. Дикие олени массой в два раза больше тех, что обитают в неволе.
Удивительно видеть этих грациозных, красивых животных всего лишь в 35 километрах от областного центра. Хотелось думать, что они здесь, в вольере, исключительно для красоты, для эстетического созерцания. Глаза невольно искали сани, потому что, казалось, это северные олени, на которых по рождественскому небу летит по всей Европе Санта-Клаус…
Но жизнь гораздо прозаичнее, и сейчас охота на оленей разрешена. А когда-то была ограничена, потому что к началу XIX века из-за бесконтрольной добычи благородных почти не осталось. Сейчас отстрел ведётся по специальным лицензиям. Вес взрослых самцов может достигать 350 килограммов. Популяция постепенно увеличивается, в Гродненской области насчитывается около 400 особей.
Охотятся, подманивая трофейных самцов или загонным способом. Условия такие: с 1 октября по 31 декабря, загоном и с собаками в светлое время суток, из засады с подхода в течение суток. И с 1 января по 31 января в течение суток из засады с подхода. Кроме ружья может использоваться арбалет.