Более 2,5 миллиона человек этим летом в Москве и Санкт-Петербурге приложились к мощам Николая Чудотворца. Мы же стали свидетелями, как реликвия отправилась из Италии в Россию.
Путешествие туда и обратно
Набережная Бари, 21 мая. На мраморной скамейке сидят два священника и смотрят на море. Только что закончился дождь, солнце опрокинуло золото в воду, синее небо упало в лужи. Узкие улицы на подходе к базилике, несмотря на раннее утро, заняты православными прихожанами и церковными служителями. Базилика святого Николая ещё закрыта для паломников, но глубоко под землёй, в нижнем храме, заканчивается ночная служба. Через несколько часов здесь произойдёт удивительное событие — впервые за 930 лет фрагмент мощей святого покинет Италию, всего лишь на 69 дней.
Большинство паломников не знает, что девятое левое ребро у самого сердца уже достали учёные университета Бари, косточка была пропитана миром, её высушили и поместили в золотой ковчежец. Исследователи изумились: прошло более 1600 лет, а мощи очень хорошо сохранились. После торжественной литургии в крипте и церемонии передачи косточку в ковчеге заливают воском и помещают в покрытый золотом тяжёлый мощевик. Она готова к переезду. Поистине божественное соизволение, ведь подобные попытки предпринимались раньше неоднократно и безуспешно.
Учёные университета Бари достали ребро. После торжественной литургии его поместили в ковчежец
Мощевик
В июле мощи из России возвратились в Италию, фрагмент вернули точно так же, как и достали, через окошечко, сквозь которое каждый год итальянские монахи берут миро. Однако под престолом алтаря в крипте не полный скелет святителя, хотя и большая его часть. Первоначально мощи святого покоились в городе Миры Ликийские (сейчас территория Турции), в 1087 году большая часть скелета была похищена (участвовали моряки и богатые барийские купцы) и по морю перевезена в Бари, где находится доныне. Мощи спасли через кражу, иначе они могли быть уничтожены в религиозных войнах. «И теперь они объединяют две церкви, два мира, целые эпохи», — говорит наш проводник и земляк из Гродно Сергей Лапеко.
Верующие в день перенесения мощей. Большая служба в верхнем храме базилики
Николушко допустил
Ещё несколько десятилетий назад, для того чтобы православным попасть к Николушке, нужно было получить разрешение папского делегата. Даже крипту не открывали. «А теперь бывает так, что наверху в базилике идёт католическая служба, а внизу — православная литургия, и как грянет хор, заглушая орган», — говорит Сергей. Каждое утро в 10:30 в крипте базилики проходит божественная литургия.
Быки
Крипта
Послабления начались после Второго Ватиканского собора (1963–1965), который обозначил кризис веры — храмы пусты. В 1966 году в крипте разрешили молиться православным, установили престол. А в 1992 году позволили молиться «на мощах». Верующие считают это чудом, ведь в одном храме проводятся литургии двух церквей.
Скромная гробница огорожена кованой решёткой (богатый серебряный саркофаг, который накрывал престол, теперь находится наверху базилики). Ворота открываются во время богослужений и по большим праздникам, тогда можно прикоснуться к святым камням, мощи находятся за ажурной калиткой, под тяжёлой мраморной плитой.
Вы спускаетесь в крипту, а он уже дотронулся до вашего сердца, тайный помощник знает, что нужно вам, а что нет, говорят паломники. Даже если решётки закрыты, в усыпальнице попадаешь в плотный слой покоя и радости. Николушко допустил, иначе в это место просто нельзя попасть. Чудесные события сопровождают поездки паломников, неожиданные встречи и внезапные откровения. Это единственный католический храм в мире, где православные полноценно молятся.
Базилика святого Николая — самая посещаемая после Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В прошлом году здесь побывало более 400 тысяч человек.
Базилика
Куда ведёт белая дорога
Выходишь из базилики и попадаешь на залитый солнцем двор. В углу — внушительная скульптура святителя Николая работы скульптора Зураба Церетели (подарок правительства Москвы). Напротив школьный спортивный зал, где ритм жизни задаёт футбольный мяч. Вокруг узкие улицы южного итальянского города. Уличный рынок, пропитанный запахами рыбы, специй, дерева, кофе и моря.
В старом городе можно увидеть иконы во дворах. Выставляли их из-за чумы, чтобы прихожане не шли в храм, не распространяли заразу. После каждая семья желала возле дома иметь икону своему небесному покровителю, а если была побогаче, то строили храм. Так что в Бари 50 старинных улиц, на каждой есть иконы, и 40 из них — в честь святого Николая.
Улицы Бари проникают друг в друга подворотнями и арками, всё очень запутано, но только на первый взгляд. Мостовые из тёмного камня упираются в тупики, а белые тротуары ведут в проходные дворы. Впрочем, и без этого заблудиться в южной Италии невозможно. После литургии в базилике мы отправились пешком на Патриаршее подворье. Простой путь по самой длинной в стране набережной сворачивал в городские кварталы. Патриаршее подворье зажато современными многоэтажками. Сразу же нашёлся проводник. Мог проехать на автобусе, но нет, больше часа вёл нас к православной обители. Почему-то мы не удивились, что спутника зовут Николо.
Служение есть место некой жертвы…
Строили подворье в начале XX века под высочайшим покровительством св. императора Николая II. Царь лично внёс 10 тысяч рублей, а пожертвования собирали по всей России. После революции в период богоборчества поток паломников иссяк, все постройки перешли в собственность итальянцев, часть территории отдали РПЦ в аренду, часть занимала Белая церковь (РПЦЗ), и только 9 лет назад её полностью воссоединили под знаком русской православной церкви.
Община прихожан невелика, примерно 60 человек, но очень искренна. В основном это осевшие в Италии выходцы из Восточной Европы. Больше всего украинцев. Настоятель патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца протоиерей Андрей Бойцов рассказал об особенностях взаимоотношений:
— В Неаполе, когда я начинал в 2002 году, организовал общину как семью. Люди приходили с проблемами, многие столкнулись с несправедливостью. Как правило, приезжали на работу женщины, а семьи оставались на родине. Человеку тяжело всё это переживать, вот он и обращается к Богу. Понимаешь важность служения, что Господь их привёл и нужно дальше всё возможное сделать, чтобы они остались. Мы встречались после богослужений, организовывали поездки к святыням. Многие прихожане это помнят, мы общаемся. В Бари другая ситуация. В основном приходится заниматься паломниками (самый ранний документ с автографом русских паломников относится к XVI веку). В этом отношении много времени приходится налаживать отношения в базилике с доминиканцами, чтобы многотысячное число приезжих не раздражало. Ведь 95 процентов посетителей — из России.
Сегодня с улицы подворье больше напоминает дипломатическую миссию. А выглядит практически так, как было задумано, даже странноприимный дом восстановили в виде терема. Одновременно здесь могут поселить до 100 паломников, есть кельи на 2 человека или на 6. Один день проживания стоит 25 евро. Отремонтировали и бывшую трапезную, она ещё при царе существовала, а потом была заброшена. Обеды стоят 15 евро, а ужины — 10. Главный повар — прихожанка из… Таиланда. Говорит, что чудо привело её в Бари и осталось с ней на всю жизнь.
В трапезной работают паломники
Оливковое дерево
Келья паломника