X

«Забытый» Вивальди и откровение Ференца Листа: прощание с фестивалем органной музыки

Праздник музыки «Органы Европы звучат в Гродно» завершился в четверг, 23 ноября. Его заключительным аккордом стал концерт немецкого органиста Иоганнеса Гефферта.

Маэстро много и с успехом гастролирует по Беларуси. Впервые он приехал в нашу страну в составе делегации фонда «Детям Чернобыля» и тогда же дал свой первый концерт. С тех пор прошло почти 25 лет, и за это время Гефферт побывал практически во всех крупных городах Беларуси.

Гефферт — знаток старинных инструментов — высоко оценивает гродненский орган. По мнению мастера, он обладает огромными возможностями: можно услышать звучание тех органов, для которых и писали шедевры в разные эпохи. Гродненскому зрителю Гефферт представил несколько таких звуковых моделей.

В программе звучали сочинения, охватывающие большой период в истории музыки. Открывала концерт Прелюдия соль мажор Николауса Брунса. Малоизвестный у нас композитор не успел создать большого количества произведений, однако практически каждое из них входит в золотой фонд репертуара современного концертирующего органиста. Эта музыка технически сложна для исполнения: насыщена сложной полифонией, которая вместе с тем не обременяет слушателя.

Прозвучала музыка Антонио Вивальди. Как известно, наследие композитора пропало почти на два столетия, и сокровищница его шедевров была обнаружена лишь в начале ХХ века. И она по сей день преподносит сюрпризы: в 2010 году была найдена очередная партитура концерта «Великий Могол» в транскрипции для солирующих инструментов. Именно она звучала на концерте.

Related Post

Органное творчество венгерского композитора Ференца Листа гораздо менее известно, чем его лирические миниатюры, однако каждое его сочинение для короля музыкальных инструментов — это подлинная жемчужина. Одна из них — «Воспоминание о Сикстинской капелле» — звучала в зале колледжа, погружая в атмосферу личного переживания композитора, соединившего в одном произведении мелодии «Miserere» Грегорио Аллегри и «Ave verum corpus» Моцарта.

Представляя французского композитора Луи Вьерна, Гефферт исполнил Allegro vivace из Симфонии № 1. Другая музыка с французскими корнями — пьеса «Карильон-выход» Анри Мюлле — напоминала звучание колоколов после мессы.

Завершением программы послужила Токката ре минор Иоганна Себастьяна Баха, ставшая публике подарком от маэстро.

Справка «ВГ»

Иоганнес Гефферт получил образование в Кёльнской консерватории, где изучал церковную музыку под руководством известного профессора Михаэля Шнайдера. После этого он продолжил обучение в Лондоне, где занимался в классе британского органиста-виртуоза, концертирующего мастера Николаса Кинастона. Затем вернулся в Германию, где в течение почти двух десятилетий занимает должность директора церковной музыки в Боннской кройцкирхе и является органистом зала имени Бетховена. Гефферт — профессор класса органной импровизации и заведующий кафедрой литургической протестантской музыки Кёльнской академии. Занимается активной концертной деятельностью, выступает на престижных международных фестивалях, участвует в симпозиумах, проводящихся под эгидой союза органистов. Он ежегодно даёт мастер-классы для молодых музыкантов в Германии и за её пределами, в том числе и в Белорусской государственной академии музыки. На счету Гефферта более 25 пластинок и дисков, записанных совместно с ведущими звукозаписывающими фирмами мира.