В музее на рабочем столе у меня лежит книга Виктора Рыкова «Листая старые дела расстрелянного адмирала». Книга досталась мне в подарок от дочери Виктора Рыкова Галины Вершининой, краеведа из подмосковных Химок. Несколько месяцев назад Галина впервые побывала в Гродно, чтобы посмотреть на места, где провёл несколько лет жизни её прадед адмирал Павел Иванович Рыков.
«Амурская эпопея» Российской империи
Рыковы ведут родословную со Смоленщины. С начала XVIII века бывшие «белорусские шляхтичи» из сухопутного Смоленска активно учувствовали в строительстве российского флота, а в XIX веке в роду появился первый адмирал — Иван Васильевич Рыков строил укрепления в Финском заливе и отбивал атаку англичан на Кронштадт во время Крымской войны. Пятеро сыновей, среди которых был и Павел Иванович, подросли как раз к тому моменту, когда в 1850-х началась «амурская эпопея» Российской империи. Экспедиции осваивали нижнее течение Амура, ища выход в Тихий океан. Рыковы служили на первых кораблях Амурской флотилии. В честь одного их них, Василия Ивановича, назван мыс в Приморье.
В 1874 году, пока другие Рыковы служили на Амуре, Павел вернулся на Балтику. В мае 1875-го его назначают старшим офицером пароходофрегата «Олаф». Это был отличный корабль, названный в честь короля Норвегии, завершившего крещение своего народа, — двухколёсный, 400-сильный, причисленный к Гвардейскому экипажу. Служить на «Олафе» считалось высокой честью. Но Павлу Рыкову сильно не повезло. В августе 1875 года в бухте Копенгагена корабль загорелся. Взрыв начинённого боеприпасами военного судна мог нанести страшный урон датской столице, но сметливые моряки притопили фрегат, и забортная вода потушила пожар. Уже спустя сутки воду с «Олафа» откачали. Старший офицер Павел Рыков был награждён орденом святого Владимира 4-й степени. Хоть и хвалили газеты «бравую команду “Олафа”» под руководством старшего офицера капитан-лейтенанта Рыкова, но в конечном счёте за порядок на корабле во все времена был в ответе старший офицер (теперь старпом).
Наводил «морской порядок» в молодом Неманском пароходстве
Весной 1876 года вопреки желанию предписанием штаба Кронштадтского порта и с разрешения управляющего морским министерством Рыков откомандирован в распоряжение министерства путей сообщения. Вместе с семьёй обосновывается в Гродно, чтобы наводить «морской порядок» в молодом Неманском пароходстве. Итак, морской офицер, капитан-лейтенант Рыков оказался в Гродно. К 1876 году по нашей реке уже двадцать лет как ходили пароходы, сплавляли строевой лес и зерно к Балтийскому морю. После постройки железной дороги из Петербурга в Варшаву значение Немана даже возросло, ведь товары, идущие по реке, в Гродно перегружали на железную дорогу.
Судоходный «порядок» на Немане был очень древний, не было никаких лоций, большинство кораблей, в первую очередь деревянных витин, строились и управлялись так же, как и триста лет тому назад. Между тем река стала реальным пассажирским путём. Например, если хотели подлечиться на водах в Друскениках, поездом доезжали до губернского Гродно, а оттуда три часа пароходом добирались на популярный курорт. Назад, против течения, уже нужно было плыть аж шесть часов.
Павел Рыков просто живёт на Немане. Ему достаётся небольшой пароходик — инспекторское судно «Неман» с несколькими членами экипажа и пристанью возле железнодорожного моста. На пароходе Рыков проверяет пристани, начиная от Слонима, смотрит за переправами, пытается организовать очистку дна реки от опасных камней. Рыков, «набирая ценз», плавает по Неману: в 1876 году — 155 дней, в 1877-м — 258 и в 1878-м — 295 дней. В «Памятной книжке Гродненской губернии» за 1878 год осталась краткая записка о морском офицере, которого судьба забросила в Гродно: «Инспектор судоходства по Неману, капитан-лейтенант Павел Иванович Рыков, кавалер ордена Св. Влад. 4 ст., Св. Стан. 2 и 3 ст. и Св. Анны 3 ст., медаль в память войны 1853–1856 гг. (окончил курс в морском кадетском корпусе, на службе 21 г., в крае и в должности с 1876 г.)». В Гродно 25 декабря 1877 года, как раз на Рождество, родился сын Павла Рыкова Константин (дед краеведа Галины Вершининой).
В 1879 году «карантин» закончился. После Гродно Павел Рыков служил на Ладожских каналах, которые были открыты 16 июня 1883 года. Затем назначается старшим помощником директора маяков и лоций Балтийского моря, после — командиром Ревельского порта (сейчас Таллин). С 1894 года Павел Рыков в чине генерал-майора становится старшим помощником командира Санкт-Петербургского порта. На церемонии, связанной с восшествием на престол Николая II, Павел Иванович простудился, заболел воспалением лёгких и скоропостижно скончался.
И у братьев морская карьера сложилась — четверо из пяти сыновей Ивана Рыкова стали адмиралами. Сейчас семья понемногу восстанавливает богатую историю рода, и гродненский эпизод в жизни Павла Ивановича Рыкова занимает в ней не последнее место.