Однако сюда организационно впихиваются тысячи людей, и дух стяжательства летает над каруселями, устаревшими лебедями, ведь частником занят каждый сантиметр арендованной земли. Кроме того, в дальнем углу пустует и ждёт инвестора дворец Четвертинских, бывшая медицинская академия. В парке утрачены дом садовника, дом охотника рядом с «Колобками», кузница времён Тизенгауза, дворец королевы Боны Сфорцы.
Три попытки городского сада
Вообще территория в разное время состояла из нескольких: ботанический сад, лазаретный сад, губернаторский сад, парк Четвертинских, парк имени Элизы Ожешко. Они меняли свой вид, размеры и даже доступность. Некоторые зоны, по сведениям историков, могли быть платными.
Сегодня историческая составляющая практически не используется, а ведь как уникальный продукт могла бы стать местом дополнительного притяжения туристов. Всё-таки 200 лет назад ботанический сад Жана Жилибера в провинциальном Гродно был крупнейшим в Европе и насчитывал более 2000 растений. От сада французского профессора над землёй ничего не осталось. В 1950-е годы спилили предпоследнее дерево, корковый дуб, а несколько лет назад — последний засохший ясень, который, возможно, ещё помнил времена Тизенгауза и Жилибера. Вторая успешная попытка — ботанический сад, где посадили 830 редких растений, — была предпринята Яном Кохановским в 20-е годы прошлого века. На этом месте сейчас парк аттракционов.
Последняя, третья попытка — гродненский историк Наталья Канюк в 2009 году начала возрождать сад Жилибера по видовому составу. Ей удалось собрать около ста растений. На небольшом участке рядом с университетом и дворцом Четвертинских теперь растут сибирские кедры, гинкго билоба, сирень, магнолия, бересклет, туи, древовидные пионы, красные дубы, тюльпановое дерево, лиственницы, сумаха. Наталья Григорьевна хотела отстроить оранжерею для теплолюбивых растений. Она мечтала, чтобы во дворце Четвертинских открылась «зелярня» — кафе с лечебными чаями, настойками и бальзамами. Историк изучала действие целебных трав и знала рецепты полезных напитков. Также она предлагала разместить в бывшем дворце музей Жилибера и биологическую лабораторию. В её архиве остался полный список парковых растений. Однако историк ушла из жизни, так и не дождавшись воплощения многих своих идей.
Ландшафтный дизайнер: сделать из сквера парк
По мнению ландшафтного дизайнера Яны Марчук, сегодняшний парк Жилибера скорее напоминает сквер — место, через которое можно пройти, долго не задерживаясь. Специалист предлагает сделать территорию более закрытой. Для этого сузить входы и ширину дорожек. Кроме того, можно поставить более качественную парковую мебель, скамейки, качели, небольшую детскую площадку, украсить территорию современными скульптурами. Покрытие дорожек заменить с плитки на утрамбованный песок. После реконструкции 2005 года в парке стало намного меньше деревьев. Особенно «облысела» Швейцарская долина. Деревья пострадали не только от вырубки, но и от снижения уровня грунтовых вод. От этого в первую очередь высыхали старые тополя. Дизайнер убеждена, что зелени должно быть больше.
По мнению Яны Марчук, парк Жилибера слишком маленький, чтобы выдержать нагрузку аттракционов, она предлагает перенести их в другое место.
Краевед Игорь Лапехо также считает, что каруселям здесь не место. По его мнению, парк аттракционов нельзя встраивать в уже существующий ботанический сад, так как это нарушает экосистему. Яна Марчук убеждена, что археологические раскопки помогли бы установить планировку сада Жилибера, определить, где проходили дорожки. Однако это требует больших денег.
«Нам нужен движ»: каким видят парк Жилибера обычные горожане