За несколько лет озеро Литовка в Новогрудском районе стало популярным местом среди местных жителей и туристов и превратилось в благоустроенную зону отдыха с пляжами и мангалами. Сейчас рядом с озером предприниматель из провинции Сергей Коваль строит необычную усадьбу.
Учится управлять погодой
Экскурсия началась с театрализованного представления. Импровизированной сценой стала автобусная остановка. Сделана она из камня и дерева, накрыта крышей из камыша. На стене — финальный фрагмент поэмы Адама Мицкевича «Гражина». По легенде, именно тут прошла легендарная битва между Тевтонским орденом и войсками Новогрудского князя Литавора, в которой под видом князя участвовала его жена Гражина. С обратной стороны — стилизованная карта Беларуси. Остановку за собственные деньги сделал местный житель, бизнесмен, меценат Сергей Коваль. После выкупил рядом дом на берегу озера Литовка в трех километрах от Новогрудка и начал обустраивать участок.
Хозяин усадьбы, спортивный мужчина лет 40 с улыбкой, встретил нас в больших резиновых сапогах и бушлате нараспашку.
— Сергей Михайлович Коваль — хозяин этой красоты, — представили нам.
— И сразу две ошибки. Я ничего в этой жизни сам не сделал. Гвоздь забивал — палец разбил… Потом молоток разбил… И дом: он не мой, он подарен людям. Сюда все могут приходить абсолютно бесплатно. Мой он только юридически, — объяснил Сергей и пригласил пройти на территорию усадьбы. — Единственное, чем я пока не научился управлять, это погода. Но мы учимся…
Пепельница несбыточных желаний и «культурная» война с пьяницами
По тонким доскам, выложенным в грязи, идём к небольшому мостику.
— Этот мост соединяет сердца, — говорит Сергей. — С этой стороны одно сердце, с той — второе. Молодые приезжают, вешают замки и бросают ключи в воду. Если бы мои два брака зависели от замка, я бы повесил самый большой. А так это всего лишь традиция.
Рядом с мостиком — металлическая пепельница. Её выковал кузнец за солидную сумму.
— Я попросил его сделать мне пепельницу своей мечты. Он спросил, сколько денег. Я сказал, дам столько, сколько попросишь. Через 10 дней он привёз пепельницу и запросил большую цену. Я заплатил, но второй заказ ему уже не дал. Парень взял деньги и ушёл в машину. Но глаза у него были очень грустные, — говорит хозяин усадьбы. — Эту пепельницу я назвал пепельницей несбыточных желаний. Он парень молодой, возможно, потом поймёт, что счастье не в деньгах, счастье — творить на долгосрочную перспективу.
Под мостиком — металлический дракон охраняет яйцо, «снесённое в ночь кровавой луны». Вскоре рядом появятся висячие сады Семирамиды.
— Мне говорят, они не такие. Но кто их видел, эти сады? — улыбается Сергей.
У предпринимателя есть свой личный бассейн, где «воду чистит сама природа» — озеро Литовка, которое он несколько лет назад выкупил и уже благоустроил.
— Здесь постоянно бухали люди, я сам здесь бухал. А мне не хочется, чтобы у меня под домом пили. Начнешь с ними войну, они тебе дом спалят. Сейчас там мангалы, кованая красота. Я это делаю для себя, чтобы красотой отогнать отсюда людей, которых я не хотел бы здесь видеть. Это для меня любимого, я себя обожаю. Красоту нельзя забрать, это страшная сила, поэтому я отдал ее всем людям и балдею от этого ещё больше, — говорит Сергей.
Утеплил бытовку для строителей мобильными телефонами
На территории усадьбы нас встретили два помощника Сергея, его два «больших» друга, — епископ мира Дмитрий и великий кормитель лосей и оленей Алексей. По всей площадке разносится запах благовоний и классическая музыка.
— Все это появилось в ночь кровавой луны. Вся деревня покрылась беспросветным дымом и мглой, стоял загробный вой… — начал Сергей, задавая определённый тон экскурсии.
Трудно понять, что из того, что говорит владелец усадьбы, правда, а что нет. Вполне серьезные истории часто перемежаются с легендами, и где вымысел, угадать сложно. Обычные бытовые вещи у него становятся искусством, не совсем приличные слова чередуются с философскими фразами на латыни и размышлениями о красоте и ее «страшной силе».
— Если остановка — место общественное и я не мог позволить себе сделать там какие-то шалости и глупости, то на территории дома не ищите никакой логики, просто отдыхайте, — предупреждает на входе Сергей.
Сразу в центре — вертолётная площадка. На одной из каменных стен — Дух леса.
— У него грустные глаза от того, что люди плохо обращаются с лесом. Он от этого стонет, — объясняет хозяин дома.
Сразу за Духом леса временная бытовка для строителей, увешенная старыми мобильниками — так её утепляют и одновременно это способ утилизации сотовых телефонов. Когда мобильников станет слишком много, что стена начнёт падать, аппараты утилизируют по всем правилам.
— А это падший ангел. У него страшная судьба: в ночь кровавой луны он взлетит либо люди разобьют его кувалдами, — говорит Сергей и зачитывает девиз дома на латыни и тут же переводит ее на русский. — Красота спасёт мир, если спасут красоту. Я в это не верю, я это точно знаю.
Вечный двигатель, священный хранитель пурги и корень Мандрагоры
В небольшом шатре ещё одно полотно во всю стену.
— Это великий носитель и выноситель пурги. Говорят, что похож на меня, — улыбается бизнесмен. — Рядом — священный хранитель пурги, епископ мира и два наших великих пса — Бонка и Андрюшка. Дальше — средневековые строители, очень похожие на тех, что строят этот дом.
Здесь, говорит Сергей, рабочие строят вечный двигатель.
— Там будет стоять чан, в него — музыку и корень мандрагоры, без него ничего не получится, много золота — всё должно быть величайшего качества. Внизу стоит фильтр тонкой чистки, если он забьется, вечный двигатель не будет работать. Основным топливом вечного двигателя будет постоянное желание людей видеть, что будет дальше. Миром двигают наши желания, весь вопрос, куда их направлять, — рассуждает Сергей.
Вечный двигатель работает вечером, охрана закрывает ворота. На троне рядом восседает королева всей стройки, темная сила — кошка Катька-Макатька. Именно она, по словам Сергея, придумывает дизайн и интерьер всех сооружений.
— В ночи путь освещает факел. В ночь кровавой луны открывается сейф, в котором 130 тысяч комбинаций. На обратной стороне на латыни написано: возлюби ближнего как себя самого, только сначала себя самого очень сильно, а потом точно так же живое и неживое, — переводит фразу на русский Сергей.
Комната Высоцкого и трубка мира
С просторной площадки мы идём в дом, где в 1969 году жил легендарный музыкант Владимир Высоцкий с Мариной Влади. Дом с историей Сергей купил у бывшего председателя горисполкома. Сколько пришлось заплатить, как и многое другое, держит в секрете.
В доме несколько комнат. Одна из них — Владимира Высоцкого. В ней на стене — огромный портрет музыканта. В реликвиовариуме хранится 120-летний сборник произведений Адама Мицкевича «Гражина».
— Жить надо скромно. Скромность украшает человека, — считает хозяин, который ездит на белом Gelandewagen.
Вторая комната — светлая и просторная — великая зала музы Француза. На стене — трубка мира для великих правителей. Вокруг неё — курительные смеси: арабо-израильская, русско-украинская, индо-пакистанская и другие.
— Ваша любимая какая?
— Я не великий правитель, я простой человек. А эта трубка для правителей. Кстати, индийцы трубку не курили, они вдували в нее воздух, разжигая огонь мира и любви.
На потолке — пять стихий, а посередине — философский камень любви. В углу — старинный сервант на ножках, высоту которых можно регулировать, и с десяток мягких подушек. Тут спит кошка Катька-Макатька в белых носочках и «бухает валерьяночку».
— Обожаю беспонтовые вещи, в которые можно столько любви вложить. Здесь щит и печать царя Давида. При помощи этой печати он мог разговаривать даже со зверями, — вполне серьезно говорит бизнесмен и продолжает. — И когда снимется последняя седьмая печать, демон войны взлетит над землёй…
В доме также оборудован личный кабинет епископа мира Дмитрия в стиле 17 века. На стене «великий» шедевр — голубой квадрат епископа мира. Там же стульчик для ножек. На столе — священная книга, куда епископ мира записывает священную пургу и… ноутбук Apple.
Беседка с колодцем для спиртного и дурдом
Напротив дома — роскошная беседка — маленькая копия Собора святого семейства Антонио Гауди в Барселоне. В беседке высокая крыша и огромная люстра. В центре — 12-метровый колодец. С помощью специального механизма из него наверх будут поднимать охлажденные спиртные напитки.
В отдельном здании — спальня. Над входом строгий дядька просит вести себя тихо. В левом углу спальни в паутине висит наркоман Василий. У него ломка. Вся комната выдержана в определенном стиле: повсюду тараканы, пауки, паутина, скелеты, смерть… Звучит классическая музыка и горит камин. Пол, говорит Сергей, нагревается за три минуты.
Чтобы «уравновесить дом», наверху над спальней — сумасшедший дом — «комната полного духовного умиротворения». Это личный дурдом Сергея, без него, говорит, никак.
Садомазоскворечник и гномики, приносящие деньги
Рядом со спальней строители возводят ковчег. Вверху будет палуба и штурвал а-ля «Дети капитана Гранта». Слева — белая ванна на львиных ногах и барная стойка. Спереди — прожектор, который будет освещать руины Новогрудского замка. Крыша ковчега сделана их белорусского тростника.
— Его собирали на дятловских болотах. Селяне по льду заостренными шуфлями рубили снопы и продавали их кровельщикам, у которых я заказал крышу. Её хватит на мой век. Нет ничего более вечного, чем временное. А временное оно и есть вечное. Я живу по принципу: а давай-ка я ещё денёк сегодня побалдею… — говорит Сергей.
Сразу за ковчегом — на берёзе садомазоскворечник. На заднем дворе — скульптура: жаба душит творческого человека, держащего в руке Землю.
Отдельно домик гномиков с международными связями — самое атмосферное место, считает Сергей. Именно они, говорит хозяин, приносят деньги на постройку сооружений в усадьбе. Они добывают маленькие изумрудики в огороде Сергея, а он потом выменивает их на золото у лесной феи.
Получил наследство во Франции?
— Объект некоммерческий, но я очень хочу, чтобы о нём узнали все люди на Земле. Во-первых, потому что это моя родина. Во-вторых, я ужасно сильно хочу расчесать свое тщеславие. Я ж святы чалавек, Машиах царь Земли. Тельце только человеческое… — шутит Сергей.
На вопросы о деньгах отвечает тоже отшучивается, мол, заработал на виду у 25-тысячного провинциального городка. Учился в БГУ имени Ленина на кафедре кибернетики и радиофизики, служил в армии, потом отучился на агронома. Первое место работы — инкассатор на почте.
Местные говорят, что Сергей получил большое наследство во Франции. Именно поэтому его прозвали Французом.
— Совмещать красоту природы и коммерцию очень неблагодарное занятие, гораздо проще построить вечный двигатель, — уверен хозяин усадьбы. — Вот этим я и занимаюсь. Я деньги не зарабатываю. Я их трачу.