Каждый раз, покидая архив, испытываешь странное чувство, словно спускаешься на Землю после далёкого космического путешествия. Это смешанное ощущение радости от возвращения домой и тоски по недостигнутым далям. А где-то там, за закрытой дверью, остались дела, чьи названия звучат так загадочно: «Дело о проезде через Гродненскую губернию персидского посла Мирза Абуль Гассана Хана», «Дело об определении доктора Маркса в дом престарелых», «Дело об ограблении шляхтичами Савицким, Латовским и Задорским проезжающих по дороге путников», «Дело о розыске бежавших из тверского военного ополчения белорусских землекопов в количестве девятьсот человек», «Дело о запрещении жителям губернии ездить в город Краков». Или вот например: «Дело об отказе главнокомандующим Литовского отдельного корпуса в личном приёме осужденному за грабеж в 1812 году Калиновскому Ивану, желавшему открыть ему способ изготовления оружия…».
Трудно удержаться от искушения заглянуть внутрь. Хотя бы краем глаза…
Дело об изготовлении фальшивой монеты в имении Станиславово
23 января 1833 года «гродненский полицмейстер Владичанский с частным приставом Сухомелиом явились в одиннадцать часов пополудни в присутствие суда и предъявили четыре штуки фальшивых денег, составленных из аглицкого свинца: два талера, один пятьзлотник и побелённый свинцом двукопейник». После чего объявили, что мастер кузнечных дел Степан Ашурка, жительствующий в имении Станиславово князя Любецкого, занимается деланием означенной монеты. В качестве свидетеля был приведён мальчик Михайло Павловский, задержанный при покупке у еврейки Этки Шолоповой булки белого хлеба за поддельную монету.
Вскоре пристав вместе с заседателем местного суда отправились в Станиславово. В доме Ашурко по учинённом обыске были найдены железная форма и железный горшочек, на дне которого оказался остаток растопленного свинца. На допросе супруга показала, что муж её делал фальшивую монету, и только сам кузнец продолжал упорно всё отрицать. И это, по мнению следователя, ещё больше доказывало его вину…
Дело о запрещении почтальонам заезжать в питейные дома
Дело начиналось с предписания виленского военного губернатора следующего содержания:
«Из неоднократных случаев утраты почтальонами, следующими с казёнными почтами, чемоданов с корреспонденциями и посылками, оказывается, что происшествия эти всегда случались там, где почтальоны дозволяли себе на пути следования останавливаться возле корчем и в оных напиваться допьяна.
Независимо распоряжению в этом предмете по почтовому ведомству, я нахожу необходимым… объявить содержателям всех корчем на почтовых трактах, что им под каким бы ни было предлогом воспрещается отпускать водку почтальонам, следующим с почтами, и что если это где по возникающим происшествиям означенного рода будет обнаружено, то за это каждый отпускавший почтальону водку будет подвергнут строжайшей ответственности и взысканию…»
Следом шли рапорты из земских судов — Пружанского, Белостокского, Гродненского и других, в которых сообщалось о «поставлении на вид» всем владельцам корчем, прилегающих к почтовому тракту, нового распоряжения…
Дело о предании суду жителя Ереванской губернии Рустамова Оганеса за спекуляцию предметами религиозного культа
Настоятель Красностокской церкви под Соколкой летом 1884 года доносил в Гродно, что неизвестные, именующие себя греками из Иерусалима, ходят по деревням и собирают пожертвования в пользу храма Гроба Господня, заверяя при этом, что тот, кто даст двенадцать рублей, то «сами свечи зажгутся в Иерусалиме и жертвователь будет святым». За один рубль крестьяне могли получить на память крестик или образок, которые на рынке стоили всего пять копеек. Причём все приношения демонстративно записывались в книгу, которую пришедшие носили при себе.
«Но самое большое зло, — продолжал священник, — происходит от продажи ими легковерным образов на холсте в виде плащеницы. За плащеницы эти, которые стоят в продаже копеек пятьдесят, они дерут от двенадцати до сорока и пятидесяти рублей… потому что они, будто бы, присланы от Храма Святого Града Господня и кто покупает сии плащеницы, получает опущение всех грехов, как в настоящем, так и в будущем времени. Ему не нужно ни ходить в церковь, ни исповедоваться, ни исполнять других таинств и обрядов христовых, а в случае смерти достаточно покрыться только этою плащеницию и прямо попадаешь в рай…»*
Переписка с минским гражданским губернатором о принятии мер к истреблению сусликов
Обращаясь к своему гродненскому коллеге, минский губернатор писал о том, что поступают сведения, будто на границе двух губерний «размножившись в окрестностях Несвижа на пахотных землях зверьки, называемые суслами, распространяются на немалое уже расстояние и …наносят большой вред, и даже истребляют запасы хлеба до того, что крестьянину не остается ничего на его труды»*.
*написание слов и пунктуация сохранены
Архивариус №13: что скрывают папки с архивными документами
Архивариус №13: Лекарь. Дело о крестьянине Гольце Антоне, незаконно именовавшим себя доктором
Архивариус №13: Переписка о деревне Радость
Архивариус №13: пропавшие награды. Дело о кавалерах ордена Святого Губерта
Архивариус №13. «На всю сумму выкупить негров…»: тонкости раздела наследства, так и не попавшие в информационную хронику
Архивариус №13. Дело о возвращении жены
Архивариус №13: Жертвоприношение. О ведьмах, чертях, домовых и восставших из мертвых, или что на гродненцев нагоняло суеверный страх
Архивариус №13: история прогресса
Архивариус №13: дерзкий смутьян
АРХИВАРИУС № 13: как в речке Лососне нашли монстра и распродали по косточкам
Архивариус №13: Дело об архивариусах, или Любопытные древности и украденные манускрипты