Знание золотого правила механики, энтузиазм, терпение, стремление сделать модель, приближенную к настоящему кораблю, — даже этого не достаточно, чтобы достичь успеха или одержать победу на соревнованиях.
Нужно вникать в чертежи
У советских ребят были совсем другие увлечения. Любители авиатехники записывались в авиамодельные кружки, а те, кто мечтал делать корабли, катера и лодки, нашли себя в судомоделизме.
Построение моделей — это увлечение для тех, кто любит вникать в чертежи и разбираться в технике.
— В судомодельный спорт я пошёл в 7-м классе. Записался в кружок в Доме пионеров, тогда ещё он находился в доме Элизы Ожешко, — вспоминает Валерий Дунаев.
Свой первый корабль ему помог построить наставник, а в 1957 году состоялись соревнования, на которых Валерий занял 3-е место.
— Пока учился в школе, то участвовал в различных турнирах, меня это захватывало, было интересно. Обращал внимание на каждую деталь, чтобы сделать именно так, как на картинке — одним из основных требований является сходство с оригиналом.
Корабли «получают» паспорта
— Самое трудное — построение модели, особенно когда нет необходимых деталей. Это теперь можно купить в магазине всё, что захочешь, а тогда мы их делали сами, — смеётся Валерий Дунаев.
Советский человек совсем иной по менталитету. Есть качества, которых не отнять, они в крови: трудолюбие, стремление познать новое. Нестрашно потратить много времени на прочтение нужных книг, применение формул для расчетов. Процесс становится гораздо важнее результата. Поэтому хочется пробовать и пытаться осуществлять задуманное.
На соревнованиях необходимо представить специальный паспорт модели. Суть судомодельного спорта заключается в следующем: выигрывает тот корабль, который обойдёт все буйки по нужной траектории. Примечательно, что для скоростных катеров класса ФСР она имеет вид буквы «М», и чем больше циклов пройдёт модель, тем лучше. Особое внимание следует уделить соблюдению скорости корабликов с различными двигателями.
Получить 100 баллов сложно, ведь любое отклонение отнимает очки.
Достроить лодку не хватило терпения
Перед выходом на пенсию в 59 лет Валерий Дунаев решил построить корабль-сторожевик. Работал над ним в течение года, создавая из материалов, которые были под рукой: металл, деревянная болванка, болты, механическая коробочка. Сделать его решился для соревнований.
— На построение хорошего прямоходного корабля нужно 5 лет, — говорит Валерий Дунаев. — В общем, получилось не так, как хотелось.
В итоге свою большую лодку гродненец подарил соседским ребятам, потому что достроить терпения не хватило.