История, прерванная на полуслове, остаётся неоконченной. Но если её сохранить, спрятав на страницах архивных документов, есть надежда, что рано или поздно пытливый исследователь напишет продолжение. Вот только когда ты уже держишь в руках увесистый том, плод чьей-то многолетней работы, невольно закрадывается соблазн перечитать те несколько строк, с которых все и начиналось…
…Стараясь угодить желанию публики
Пару лет назад вышла книга польского историка Збигнева Ендрыховского, посвящённая истории гродненских театров. В кругу профессионалов и знатоков она произвела должное впечатление. Но до широкого читателя, к сожалению, не дошла. Или читатель не дошёл до книги, если угодно.
Среди прочего автор вспоминает о том, что в 1826 году на Городнице появляется известный антрепренёр Ян Шиманский, получивший от властей разрешение организовать в Гродно постоянную дирекцию театра. Историк пишет: «Стараясь угодить желанию публики, с большими усилиями и трудом ему удалось привлечь на гродненскую сцену долгожданную артистку Павлину Левицкую, которая на протяжении следующих лет занимала первые роли и оставила после себя добрую славу».
Исследователь добавляет, что пребывание актрисы над Неманом было связано с её личной, скрытой драмой. И дальше пересказывает вкратце содержание хранящегося в гродненском архиве дела «О возвращении жены старшему фельдшеру Динабургского военного госпиталя Денисову актрисы Денисовой Полины, не вернувшейся с гастролей». А Полина/Паулина Денисова — это и есть «долгожданная» прима гродненского театра. Мы же, отложив в сторону книгу, взглянем на эти документы…
Как Паулина отправилась в Гродно
24 ноября 1826 года литовский гражданский губернатор сообщил гродненскому, что, согласно рапорту виленского полицмейстера, «жена Динабургского военного гофшпиталя фершела Денисова» Паулина отправилась в Гродно, где, скорее всего, проживала по «свидетельству уварованному ею у мужа своего имевшемуся прежде у неё до замужества». В связи с чем виленский начальник просил своего коллегу «не оставить сделать надлежащие распоряжения».
На запрос из Гродно контора Динабургского военного госпиталя отвечала: «…Долгом поставляем Вашему превосходительству донести, что означенная жена Денисова Паулина была уволена с согласия мужа для представления на театре женских ролей с актером бывшим в Динабурге […] по билету данному от конторы сроком на один месяц в местечко Освею отстоявшему в 80 верстах от Динабурга, и потом по подговору актера Андреевского уехала Витебской губернии в город Полоцк…» Заканчивалось послание все той же просьбой: «…Контора покорно просит Вашего превосходительства приказать кому следует не принимая никаких отговорок выслать ее из Гродно в крепость Динабург посредством внутренней стражи со внушением дабы за ней иметь строгий присмотр».
Правда, исполнять просьбу гродненский губернатор не спешил. Спустя некоторое время, ссылаясь на рапорт местного полицмейстера, он отписал в Вильнюс, что «жены фельдшера в городе не оказалось»! Несколько месяцев спустя виленский губернатор повторил просьбу разыскать беглянку.
На этот раз гродненский полицмейстер сообщил в своем рапорте, что Павлина Денисова, «находящеяся здесь в Гродно, как по розысканию открылось, живет при матери своей Катерине Левицкой и хотя была понуждаема к выезду из города, но письменно показала, что по болезни своей засвидетельственной уездным лекарем и по другим припятствующим причинам отправиться к мужу своему не может…». Что это были за причины, документ умалчивал…
О дальнейшей судьбе актрисы мы можем прочитать всё у того же Збигнева Ендрыховского. Вскоре после бегства в Гродно Павлина повторно выходит замуж, на этот раз за актёра Юлиана Кацуцевича, после чего «на некоторое время оставляет сцену». Перерыв этот, видимо, был недолгим, ведь и двадцать лет спустя она выступала вместе с театром, выезжая с гастролями в том числе в Друскининкай.
Так фельдшер Денисов остался без супруги, а гродненский театр заполучил блестящую актрису!
Архивариус №13: что скрывают папки с архивными документами
Архивариус №13: Лекарь. Дело о крестьянине Гольце Антоне, незаконно именовавшим себя доктором
Архивариус №13: Переписка о деревне Радость
Архивариус №13: пропавшие награды. Дело о кавалерах ордена Святого Губерта
Архивариус №13. «На всю сумму выкупить негров…»: тонкости раздела наследства, так и не попавшие в информационную хронику